Формирование умений и навыков правописания. Цель и содержание программы.
Цель и содержание обучения орфографии в начальной школе определяется Единым государственным стандартом, который подробно разворачивается в федеральных программах, имеющих вариативность в соответствии с установками и приоритетами их авторов.
Цели и содержание обучения орфографии в начальной школе можно определить следующим образом:
- дать представление:
- об орфограмме как ошибкоопасном месте;
- о правилах правописания русского языка: традиционные написания (жи-ши, ча-ща, чу-щу), заглавная буква, безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые написания), правописание слов со стечением согласных (середина, конец слова, непроизносимые), правописание окончаний существительных, прилагательных и местоимений при склонении, глаголов при спряжении, не с глаголами;
- сформировать:
- орфографические умения (узнавать признаки орфограммы, соотносить правописание слова с соответствующим правилом и делать правильный выбор знака);
- умение проверять правописание;
- орфографические и пунктуационные знания и умения;
- орфографическую и пунктуационную зоркость;
- умение соотносить интонацию с определенными знаками препинания;
- умение применять орфографические и пунктуационные правила на письме;
- умение обращаться к орфографическим словарям;
- выработать навык:
- симультанного применения орфографического и пунктуационного правила;
- корректировать текст с точки зрения орфографии и пунктуации.
В содержание обучения входят орфографические правила, имеющие четкую одновариантную структуру. Это значит, что дети осваивают простые правила, в которых не надо выбирать между буквами (как, например, в приставках пре/при) и которые предписывают единственно возможный вариант написания:
- жи-ши, ча-ща, чу-щу как устойчивые буквосочетания без объяснения истории вопроса;
- заглавная буква как сигнал начала предложения и обозначения имени собственного;
- безударные гласные в корне, проверяемые ударением;
- правописание слов со стечением согласных: парные глухие/ звонкие, разделительные ъ и ь, буквы непроизносимых;
- правописание окончаний существительных, прилагательных и местоимений при склонении, глаголов при спряжении;
- не с глаголами.
Непроверяемые написания, так называемые словарные слова, определены программой для каждого года обучения и печатаются в программе. Словарный диктант — ежеурочная «пятиминутка» — позволяет успешно выработать симультанный навык применения орфографического умения. Орфографические умения формируются по мере изучения орфографических правил. Изучение каждого нового правила закрепляет умения обнаруживать орфограмму, ориентироваться в грамматических понятиях, лежащих в его основе, выполнять самопроверку, замечать и исправлять ошибки. Регулярная тренировка орфографических умений позволяет автоматизировать рукодвигательный навык и сопровождающую его аналитико-синтетическую работу сознания.