Методические материалы, статьи

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии. Часть 1.

Полноценный процесс обучения биологии не представляется возможным без использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной деятельности. Их актуальность возрастает в связи с предпрофильной и профильной подготовкой, когда каждый учащийся, реализуя свои потребности и интересы, мог бы продвигаться к цели при объективной оценке достижений со стороны одноклассников.

В практике обучения биологии наиболее распространена фронтальная форма. Она позволяет учителю включить в поисковую работу большую часть класса. Реагируя на суждения учителя, приводя разнообразные примеры, сами учащиеся способствуют более обстоятельному анализу учебного материала. Такая совместная учебная деятельность представляет собой вид работы «большого» коллектива — всего класса, в котором каждый в соответствии со способностями и фондом действенных знаний вносит вклад в общее дело обучения. Учащиеся выполняют указания учителя, вступают в контакт с ним и классом, учитывают его замечания и реакцию коллектива.

При фронтальной работе учитель обращается к классу с вопросами и заданиями, построенными в логике материала, который необходимо актуализировать, изучить первый раз, закрепить и применить в учебных ситуациях. Важно, чтобы такая работа получала коллективный характер. Для этого необходимо побуждать к разным видам деятельности всех учащихся класса и совместными усилиями добиваться достижения поставленных задач. Следовательно, при таком обучении происходит взаимное продуктивное воздействие коллектива на каждого ученика и наоборот.

Фронтальная форма учебной работы требует от учителя проявления высокого мастерства. Ему важно реализовать разные способы управления большой группой учащихся, четко планировать их работу, осуществлять оперативный контроль за ходом и темпом работы, качеством усвоения знаний и ценностных отношений, формированием умений. Управляя процессом обучения, учитель должен видеть каждого школьника через призму коллектива. В ходе такой работы учитель направляет основные усилия на организацию педагогического взаимодействия всех учащихся класса.

На этапе актуализации биологического материала учитель может организовать фронтальную работу с прежними знаниями и умениями любого характера — анатомическими, морфологическими, систематическими и др., интеллектуальными, практическими и специальными. На этапе изучения нового материала эффективнее проводить фронтальную работу по объяснению и осмыслению физиологических, генетических, эволюционных, цитологических и экологических явлений. Они требуют установления причинных отношений, формулирования оценочных, сравнительных и обобщающих суждений, которые лучше возникают в ходе урока как результат коллективной поисковой деятельности учащихся. На этапе закрепления и применения в качестве фронтальных можно рекомендовать работы по воспроизведению любых биологических знаний, а также выполнению заданий и решению задач по образцу.

Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. Она рассчитана на некоего среднего школьника, использование единого фонда знаний и реализацию одинакового уровня работоспособности. В итоге одни школьники (сильные) оказываются недогруженными, решая вопросы пониженной трудности, а другие (слабые) испытывают затруднения и не могут полноценно участвовать в работе. Поэтому при обучении биологии используются и другие формы учебной работы.

Групповая форма предполагает организацию обучения биологии при объединении учащихся по определенным признакам. Она имеет психологическое и социологическое обоснование. Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный характер, ибо совместный труд наиболее рационален. В групповых формах учащиеся становятся субъектами собственной деятельности, что усиливает решение проблемы формирования личности. Эта форма стимулирует познавательные мотивы. Они выступают в общественной форме как групповые ценностные ориентации, которые позволяют создавать в классе структуру межличностных отношений. Точкой опоры в групповой работе является общение, объединяющее учащихся и ориентирующее их на овладение содержанием материала на основе выбора соответствующих способов.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Marvel найдет новых режиссеров для Капитана Марвел 2 Киностудия Marvel запускает в производство продолжение своего блокбастера 2019 года Капитан Марвел dvoinoe-proniknovenie Как сообщает издание The Hollywood Reporter, развитие проекта будет поручено другой команде: создатели первого фильма Анна Боден , Райан Флек не вернутся. Сценарий продолжения подготовит Меган МакДоннелл. Содержание пока не уточняется, но известно лишь, что действие фильма Капитан Марвел 2 б

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005