Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии. Часть 2.
При обучении биологии необходимо различать несколько видов групповой работы: работу в парах и работу в малых группах (звеньях и бригадах). Группы могут формироваться по желанию учащихся, могут создаваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок. Учителю лучше организовать их самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей с тем, чтобы в группе были учащиеся с различными учебными возможностями — высокими (сильные), средними (средние) и низкими (слабые). Лидера в группе могут выбрать сами учащиеся. Он организует в группе всю работу: распределяет роли, организует обсуждение вариантов решений, обобщает высказывания товарищей и предлагает члену группы обосновать перед классом окончательный ответ.
Групповая работа требует соблюдения нескольких этапов. На первом, подготовительном, этапе учащиеся в количестве от 4 до 6 распределяются в группы, определяется лидер, ставится познавательная задача, проводится инструктаж о порядке выполнения работы. На втором, основном, этапе выполняется самостоятельная групповая работа по конкретному заданию и (или) ее части для отдельных членов группы, оформляются рабочие записи, принимается и формулируется групповое решение. На третьем, презентационном, этапе представляется результат выполненной работы (в виде текста, схемы, элементарного проекта и др.) с его обсуждением, постановкой вопросов выступающей группе и рецензированием презентации. На четвертом, обобщающем, этапе подводится итог работы групп, оценивается решение учебной задачи, а при необходимости вносятся соответствующие коррективы.
При обучении биологии групповую работу рационально применять на уроках формирования новых знаний, а также обобщающих уроках.
Приведем примеры. На обобщающем уроке по теме «Роль птиц в природе, их значение для человека и охрана» учащиеся могут успешно выполнять следующие групповые задания.
1. Прочитайте внимательно текст ... (школьникам дается специально составленный текст о роли птиц в природе и их значении для человека). Ответьте на вопросы и выполните задания по прочитанному тексту.
Парная работа. Первый учащийся. Прочитайте текст и выберите из него предложения, отражающие роль птиц в природе. Составьте связанный рассказ о них для соседа по парте. Второй учащийся. Прочитайте текст и выберите из него предложения, отражающие значение птиц для человека. Составьте связанный рассказ о них для соседа по парте.
Подумайте и вместе решите: для чего ученые выясняют роль птиц в природе и их значение для человека? Сформулируйте два вывода: о роли птиц в природе и их значении в жизни общества. Будьте готовы к высказыванию по просьбе учителя.
2. Далее учитель организует фронтальную работу по выяснению основных причин, сокращающих численность и видовое многообразие птиц. Для этого учащиеся читают текст учебника и отвечают на вопросы учителя. В результате поисковой беседы на доске появляются записи, обобщающие ответы учащихся — нарушение правил охоты, истребление птиц, отлов, браконьерство, сбор яиц, разорение гнезд, разрушение и загрязнение мест обитания. Возникает вопрос: что необходимо сделать для охраны птиц?
Групповая работа. С использованием обозначенных записей на доске, а также дополнительных материалов, предложенных учителем, каждой группе необходимо составить мини-проект — «Меры охраны птиц». Он должен включать 4-6 письменных предложений, которые отражали бы в обобщенном виде совокупность мер по регулированию численности птиц и охране их видового многообразия. Хорошо, если она будет прокомментирована в ходе «защиты» проекта. Группе необходимо быть готовой к ответам на вопросы. В конце принимается коллективное решение о лучшем проекте.
Подобные задания можно рекомендовать учащимся при изучении тем «Значение цветковых растений в природе и жизни человека» (6 кл.), «Значение рыб в природе, жизни человека и их охрана» (7 кл.), «Многообразие видов в природе и их охрана» (9 кл.) и др.