Методические материалы, статьи

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии. Часть 3.

Индивидуальная работа в рамках урока ограничена, хотя и очень необходима. Именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать персональные различия и отношения к учебе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать физическую и психологическую нагрузку. Каждый школьник работает самостоятельно под руководством учителя, не имея контакта с другими. Они выполняют задания на выяснение существенных признаков биологических объектов, составляют логические схемы и текстовые таблицы по учебнику, обозначают последовательность процессов в органах, системах органов и организмах растений, животных, человека и др. Для организации такой работы широко используется раздаточный и мультимедийный материал.

Приведем пример использования индивидуальных заданий в сочетании с фронтальными и парными на уроке по теме «Особенности местообитания и строения тела пресмыкающихся». Учитывая несложный характер материала, учащимся предлагается выполнение следующих заданий.

Фронтальные задания: прочитайте по учебнику статью об образе жизни и местообитании пресмыкающихся и ответьте на вопросы учителя (о местах обитания разных представителей, о пресмыкающихся, которые ведут полуводный и водный образ жизни).

Индивидуальное задание: на основе объяснения учителя и демонстрации таблицы определите формы тела пресмыкающихся и сделайте соответствующие записи в тетради.

Фронтальные вопросы: можно ли утверждать, что форма тела пресмыкающихся разнообразнее, чем у земноводных; если да, то чем это объясняется?

Индивидуальное задание: по рисунку таблицы рассмотрите скелет пресмыкающихся; определите, какие прогрессивные черты появились в его строении по сравнению со скелетом земноводных?

Парное задание: один из вас вспоминает части пищеварительной системы земноводных (можно по учебнику), другой определяет их по тексту нового параграфа; назовите эти части друг другу; решите вместе, отличаются ли пищеварительные системы земноводных и пресмыкающихся.

Индивидуальное задание: найдите в таблице или учебнике органы дыхания пресмыкающихся; чем они представлены? Отличаются ли по строению эти органы у пресмыкающихся и земноводных?

Для эффективной организации процесса обучения биологии важно правильно выбирать формы учебной работы. Это зависит от содержания биологического материала, который имеет разную степень сложности и новизны. Трудный материал, обладающий полной новизной, на первом этапе всегда требует фронтальной работы. В его объяснении приоритетная роль принадлежит учителю. Но если учесть, что при первом толковании его поймет большая часть учащихся класса, а учащиеся с низкими учебными возможностями будут нуждаться во вторичном объяснении, то фронтальную работу необходимо дополнить групповой. Если материал нетрудный, имеет неполную новизну, то его можно изучать при парной и звеньевой работе. На выбор форм работы влияет наличие информационных, медиа-средств, лабораторного оборудования и дидактических материалов. Они позволяют индивидуализировать процесс обучения, прибегая к групповой форме. Выбор формы учебной работы зависит от этапа урока. При формировании новых знаний преимущество отдается сочетанию фронтальной и групповой форм. В процессе применения знаний и умений на практике преимуществом могут пользоваться индивидуальная, парная, звеньевая формы работы, сочетаемые с фронтальной. При выборе форм также важно учитывать особенности класса и каждого учащегося.

М. Якунчев



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Водитель седельного тягача для перевозки опасных грузов и ЛВЖ должен пройти.. Полноприводные седельные тягачи, предназначенные для работы с полуприцепами для опасных грузов категории AT,FL по ДОПОГ (Полуприцепы-цистерны для светлых нефтепродуктов, битума, нефти и других опасных грузов соответствующих категорий. Седельные тягачи для перевозки опасных грузов оснащены защитой топливного бака, дополнительным искрогасителем, для некоторых модификаций производится перенос выхлопа вперед или вверх. Устанавливается проблесковый маячок, тахограф, ограничитель...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005