Формирование знаний о причинно-следственных связях и географических закономерностях.
Раскрытие причинно-следственных связей приводит к пониманию главного и существенного в географических явлениях. Познавательная деятельность учащихся активизируется в ходе изучения связей между объектами и осуществляется на основе анализа различных источников знаний — рассказа учителя, при работе с картой, текстом учебника и различными наглядными пособиями, в ходе наблюдения за природой.
Учитель должен контролировать усвоение учащимися связей, которые приведены в тексте учебника, и направлять и поддерживать стремления учеников самостоятельно устанавливать связи между объектами и явлениями в новых, незнакомых ему ранее ситуациях. При планировании урока учитель выделяет причинно-следственные связи географических явлений, определяет цель урока, подбирает учебный материал, с помощью которого будут выделены основные связи и определены методы их изучения.
Методические приемы изменяются в зависимости от характера связей, от содержания учебного материала. Так, в VI классе изучаются наиболее простые связи (влияние рельефа на характер течения реки), в VII классе — зависимость режима реки от выпадения осадков и в VIII классе — закономерности формирования различных типов питания рек. Важно подвести учащихся к осознанию понятий. Этому помогает схематическое изображение причинно-следственных связей. Например, разрушение гор (причина) приводит к образованию равнин (следствие); реки размывают местность (причина) и образуют долины (следствие). Весьма важны задания на установление причинно-следственных связей. Например, почему западные склоны Урала получают больше осадков, чем восточные.
Особой сложностью отличается усвоение географических закономерностей. Усвоение географических закономерностей включает ряд этапов:
1. Наблюдение объектов и явлений, выявление наиболее существенных признаков, их происхождения и развития. Необходимо установление связей между явлениями и объектами. Так, прежде чем назвать географические закономерности географической оболочки, учитель обращает внимание учащихся на расположение природных зон на равнинах и в горах, указывает причины, их обуславливающие.
2. Вычленение в изучаемых явлениях наиболее общих связей, имеющих закономерный характер. Пример — широтное размещение природных зон на равнинах.
3. Выявление закономерности путем совместного анализа объектов и явлений и их конкретизации. Нужно подкрепить закономерность примерами. В качестве примера приводится широтное расположение природных зон на равнинах Евразии.
Необходимо разумное применение различных методических приемов. Частная закономерность может быть определена в ходе эвристической беседы. Например, образование дневного и ночного бриза (в VI классе).
Важный методический прием уяснения наиболее общих закономерностей — обобщение большого объема ранее полученных знаний. Так, изучение равнин мира выявило закономерность их размещения — приуроченность к платформам (в VII классе). Для выявления географических закономерностей необходимо сравнение, сопоставление и обобщение учебного материала.
См. также: