Методические материалы, статьи

Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся школы к миру. Часть 1.

Проблема формирования ценностного отношения к миру рассматривается в качестве задачи экологического образования при изучении географии. Различаются три основных типа ценностей: общечеловеческие, общественные (социальные) и личностные.

Задача экологического образования при изучении географии — направить процесс обучения на усвоение личностных ценностей, адекватных системе общечеловеческих и общественно-значимых ценностей.

Личностные экологические ценности формируются у каждого человека при постоянном согласовании в ходе обучения: общественного и индивидуального. Личностными становятся те ценности, по отношению к которым личность самоопределилась, т.е. происходит своего рода подключение индивидуального сознания к общественному и культуре общества. Усвоение опыта эмоционально-ценностного отношения к природе происходит в процессе формирования экологической ориентации при изучении географии.

Выделяются следующие этапы формирования и усвоения учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде (В. В. Николиной, 1996):

На первом перцепционном (восприятие, ощущение) этапе происходит непосредственное или опосредованное восприятие природных объектов и процессов и на их основе формируются представления или образы.

И . Я. Лернер считает, что для формирования эмоционально-ценностного отношения к Миру первоначально необходимо вызвать определенные чувства и переживания. Формирование образа природы осуществляется различными методическими приемами: на экскурсии в природу, с помощью яркого объяснения учителя, а также при использовании фрагментов художественных и музыкальных произведений, картин и графических моделей (карт, схем и т.п.). Для создания образа природы целесообразны задания на описание или анализ природы и природных процессов. Например, задание описать реку и ее берега, лес и поляну, небо и облака и другие природные объекты по сезонам года.

На втором этапе означивания происходит понимание и осмысление знаний, а также способов действия и соотношения новых представлений, понятий и ценностей с системой ранее усвоенного. Происходит процесс не только вскрытия причинно-следственных и вероятностных связей, но также зарождения гипотез и наделение представлений и понятий значимостью. Означивание природы является важным способом самореализации личности. Означивание природы субъективно выражается у учащегося в пользе, удовольствии, красоте и наслаждении.

Необходимым приемом, способствующим означиванию, является анализ алгоритмов (способов действия), на основе которых будет осуществляться учебная деятельность школьников. В. В. Николина приводит пример анализа алгоритмов при изучении темы «Прогнозирование антропогенных воздействий на окружающую среду» при создании водохранилища в курсе «Природопользование»:

  • какие потребности человека будут удовлетворяться в результате создания водохранилища;
  • каковы будут масштабы воздействия на окружающую среду;
  • какие произойдут изменения в природе при создании водохранилищ;
  • какие изменения произойдут в хозяйственной деятельности человека;
  • какие будут последствия для человека.

Если анализу подвергаются прогнозируемые последствия влияния на природу создаваемого водохранилища, то целесообразно вместе с учащимися разобрать картины изменений окружающей среды вследствие создания ранее аналогичных водохранилищ. Беседу лучше начать с примера положительных последствий создания водохранилищ (получение электроэнергии, улучшение судоходства, а также водоснабжения промышленности и сельского хозяйства), а затем рассмотреть примеры отрицательных последствий (затопление и подтопление земель, переформирование береговой зоны и т.п.).

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
В дверях ТМ DAR толщина металла является наиболее оптимальной для входных стальных.. Дверной короб - выполнен из стали толщиной 1,5 мм. и представляет собой цельноформованный профиль коробчатой конструкции совместно с наличником шириной не менее 50 мм. Шири на наличника позволяет качественно защитить анкера. Вызов замерщика.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005