Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся школы к миру. Часть 2.
На третьем оценочном этапе усвоения эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающей среде изучаются и оцениваются процессы, явления в соответствии с принятыми в науке критериями. Оценивание осуществляется с помощью оценочных умений. Оценки могут выражаться в словесной форме, в баллах и процентах. При усвоении оценочных умений на эмпирическом уровне учащийся ориентируется на внешние признаки. На теоретическом уровне этот процесс происходит на основе интегральной системы «население — природа — хозяйство». Среди оценочных умений, связанных с отношением школьников к природе, различаются следующие.
Пространственно-временные оценочные умения природных объектов и явлений на основе усвоения фактов и представлений. В результате такого вида оценки формируются различные оценочные суждения: лес молодой — старый, река длинная — короткая, горы высокие — низкие, степь бескрайняя и т.п.
Оценочные умения, обусловленные эмоциональными эстетическими переживаниями учащихся. Такие оценки выражаются в оценочных критериях: красиво (прекрасно) — безобразно, лучше — хуже. Это оценочные умения предпочтения. Они возникают на основе эмоционального восприятия природы. Ученики выражают такую оценку восклицаниями: «Великолепный ландшафт!», «Вода в реке прозрачна как хрусталь!» и т.п.
Оценочные эколого-экономические и комплексные географические умения, выраженные в стоимостной, экологической и географической оценке. Комплексные эколого-экономические и географические оценки геосистем для жизни человека, оценки последствий их изменений всегда устремлены в будущее и должны иметь прогностический характер. Объектом оценки становится цепочка: потребности человека — воздействие человека на окружающую среду — изменения в окружающей среде — последствия для человека — пути решения экологических проблем.
Оценочные умения, связанные с нравственными критериями. Нравственная оценка выражается в нормах, требованиях и правилах, определяющих для школьников выбор решения. Основой является понятие «благо». Нравственная оценка обычно является завершающей при «экспертизе» проектов, например переброски вод северных рек на юг.
Четвертый этап усвоения эмоционально-ценностного отношения к природе включает необходимость выбора ценностей, имеющих личностный смысл. Реализуется этот этап путем заданий рефлексивного характера, уроков обобщения, во время которых происходит обмен ценностями и принятие решений.
Примером задания на самооценку может быть проблемный вопрос к учащимся: каково современное состояние памятников природы и культуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Какие чувства испытываете вы в связи с проблемой их сохранения? Например: огорчения, беспокойства, и надежды; потребность в выявлении памятников природы и культуры; желания оказания помощи в восстановлении памятников, найти способы по организации такой работы.
Заключительным личностным этапом усвоения эмоционально-ценностного отношения школьников к природе является присвоение объектам ценности, при которой они становятся их личностным смыслом.
В учебной и игровой деятельности учащиеся отстаивают свои точки зрения, а в практической деятельности участвуют в природоохранной работе в своем районе. На этом этапе основной акцент необходимо делать не только на результаты усвоения, но и на ход процесса его достижения.
В технологии формирования и усвоения учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде выделяются следующие компоненты: цель, мотив, учебная задача, учебная ситуация, учебные действия, оценка и самооценка.