Формирование экологических знаний и умений при изучении географии. Часть 1.
При изучении физической географии в VI классе закладываются первоначальные основы ценностных ориентации учащихся, понимание ими взаимосвязи между компонентами природы, человеком и окружающей средой, ощущение необходимости соблюдения в повседневной жизни правил поведения в природе. Общие вопросы взаимодействия человека и природы рассматриваются на конкретных примерах хозяйственной деятельности населения родного края и бережного отношения к ее природе; знания и умения закрепляются во время простейших практических работ по изучению форм рельефа, водоемов и природного комплекса.
После завершения изучения физической географии в VI классе учащиеся должны:
- знать природу отдельных геосфер (литосферы, гидросферы и других), их значение для жизни на Земле и уметь приводить примеры их взаимодействия;
- уметь приводить примеры влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
- знать особенности природы своей местности и мероприятия по охране природ, соблюдать в повседневной жизни правила поведения в природе.
В содержании курса географии материков и океанов в VII классе изучаются важнейшие закономерности развития природы (целостность, круговороты веществ и зональность). Освещаются особенности проявления этих закономерностей для каждого материка и океана. Разбираются конкретные примеры по специфике антропогенных изменений природы на разных материках и в различных странах, о региональных мерах по охране природы, о заповедниках и национальных парках, а также памятниках и объектах всемирного природного и культурного наследия.
Яркие примеры воздействия человека на рельеф целесообразно привести при изучении первого раздела о главных особенностях природы Земли. Таким примером может быть образование участков суши путем наращивания берегов. В Финляндии с 1640 г. было осушено свыше 500 тыс. га земли. Еще более впечатляет пример голландцев, которые «отвоевали» у моря огромные площади земли путем создания дамб.
Примеры о загрязнении вод Мирового океана должны сопровождаться примерами природоохранных мероприятий. Так, загрязнение прибрежных вод Средиземного моря вызвано отсутствием достаточной очистки сбросов промышленных предприятий и бытовых сточных вод, а также применением удобрений в сельском хозяйстве. Большая часть (около 90%) промышленных и коммунальных отходов, не подвергающихся никакой очистке, мощным потоком поступают в моря из многих городов. Кроме того, воды этого моря загрязняются нефтью при ее перевозках. В связи с таким положением 16 стран Средиземноморья сотрудничают в работе по ликвидации источников загрязнения Средиземного моря.
Весьма важно довести до сознания учащихся, что процесс самоочищения вод Мирового океана в процессе их круговорота нарушается, и океан теряет эту способность, если концентрация загрязняющих веществ превышает допустимые величины. Поэтому особенно важно соблюдать природоохранные правила при хозяйственном использовании вод Мирового океана.
При изучении природы материков рассматривается вопрос об ее изменениях под влиянием человека. Важно обратить внимание учащихся на взаимосвязи компонентов природы при анализе особенностей природных зон и нарушениях в этих взаимосвязях в результате хозяйственной деятельности человека. Так, в Африке очень острой является проблема сокращения лесов вследствие применения подсечно-огневой системы земледелия. В связи с необходимостью сохранения лесов предусматривается восстановление их путем лесонасаждений.
При завершении изучения курса географии материков и океанов учащиеся должны уметь приводить примеры изменений природы в результате деятельности человека и проводимых мероприятий по охране природы. Учащиеся должны принимать участие в проведении различных посильных работ по охране природы и не нарушать правила поведения в природе.