Методические материалы, статьи

Формы, виды и методы контроля в биологическом образовании. Часть 1.

В современных условиях контролю за уровнем общеобразовательной подготовки школьников уделяется серьезное внимание. Это в полной мере относится и к биологии. От эффективности усвоения молодым поколением биологического материала во многом зависит полноценное функционирование российского общества. Именно это образование является основой для поддержания здоровья нации, культивирования здорового образа жизни человека, выяснения резерва ресурсов живой природы и реализации способов рационального их использования, интенсивного развития сельского хозяйства, технологий, связанных с живыми системами, и дальнейшего развития биологической науки.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция снижения интереса учащихся к предметам естественно-научного цикла, включая и биологию. Об этом свидетельствуют результаты разных видов промежуточного и итогового контроля качества подготовки учащихся. При реализации Национального проекта «Образование», внедрении ГОСТов школьного образования нового поколения становится понятным, что традиционные формы контроля качества знаний и умений выпускников постепенно утрачивают свою актуальность. Поэтому специалистами различных сфер образования осуществляется поиск наиболее эффективных способов контроля.

Причины снижения интереса учащихся общеобразовательной школы к изучению предметов естественно-научного цикла. Какие пути стимулирования интереса к их изучению предлагают названные журналы?

Известно, что контроль в основном предполагает наблюдение за процессом усвоения знаний и умений, иначе говоря, систематическую их проверку.

Систематический контроль дисциплинирует учащихся, приучает их к определенному ритму учебной деятельности, а также развивает эмоционально-волевые качества.

Современная концепция содержания образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Л. Я. Зорина, В. С. Леднев) утверждает о необходимости осуществления контроля за накоплением учащимися не только предметных знаний и способов действия, но также опыта ценностных отношений к изучаемым объектам и опыта творческой деятельности для их использования в учебных и реальных ситуациях.

Для организации полноценного контроля за усвоением обозначенных компонентов содержания образования в целом и биологического образования, в частности, необходимо иметь представление о совокупности форм контроля. На протяжении функционирования методики преподавания биологии как науки на основе анализа и использования различных критериев определился достаточно широкий спектр форм контроля за результатами обучения учащихся общеобразовательной школы.

Обозначенные и другие формы контроля за биологической подготовкой способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и стимулированию их интереса к изучению предмета. Представим краткие характеристики некоторых форм контроля. Одной из самых распространенных форм традиционно считается устная проверка. Ее используют преимущественно для контроля знаний, умений и опыта ценностных отношений учащихся к объектам живой природы. При устном ответе учащиеся не только воспроизводят биологический материал, но и, осмысливая его, выражают в определенной логике, называя существенные и главные признаки, устанавливая связи и отношения. Следовательно, устный контроль позволяет проверить у школьников как фактический биологический материал, так и степень их овладения интеллектуальными умениями.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Основным потребительским свойством зарядного устройства является его мощность Это сильно сокращает ресурс аккумулятора. Не стоит экономить на зарядном устройстве. Разница в цене качественного зарядного устройства, это гарантия бесперебойной работы самого устройства и заряжаемых им аккумуляторов.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005