Формы, виды и методы контроля в биологическом образовании. Часть 2.
Благодаря устному контролю возникает объективная возможность в осмыслении учащимися ценностей живых систем — познавательных, эстетических, этических, технологических, рекреационных, оздоровительных. Вместе с тем названная форма контроля позволяет выражать личностное отношение учащихся к биологическим объектам в контексте указанных ценностей. Эта форма контроля может реализоваться индивидуально, в группах и фронтально. Устные ответы учащихся могут сопровождаться демонстрацией натуральных объектов, медиа-средств, настенных таблиц, моделей, результатов опытов. При устном контроле важно стимулировать деятельность всего класса. Такой контроль широко практикуется при изучении всех разделов и тем школьной биологии, он позволяет учащимся задавать дополнительные вопросы, исправлять ошибки товарища, дополнять и оценивать ответы.
Письменный контроль при обучении биологии обеспечивает более глубокую и всестороннюю проверку усвоения учебного материала, ибо он требует демонстрации комплекса знаний и умений. В письменной работе учащимся необходимо показывать как знания теоретического плана, так и умения применять их для решения конкретных задач и учебных проблем. Такой контроль целесообразнее применять в старших классах. Это связано с возрастными особенностями учащихся и развитостью у них абстрактно-логического мышления. При обучении биологии названную форму контроля можно использовать на завершающих этапах изучения крупных тем разделов. Преимущество этой формы контроля заключается еще и в том, что за короткий промежуток времени он позволяет опросить большое количество учащихся. Более того, учитель, имея эталон ответа, может организовать самоконтроль обучаемых. Это обеспечивает высокую объективность оценивания.
Практический контроль в биологической подготовке школьников применяется реже, чем другие. Его специфика связана с самостоятельным проведением обучающимися лабораторных опытов, практических работ в классных и природных условиях, с монтажом моделей, а также проектированием естественных процессов и явлений. Такой контроль предполагает, прежде всего, реализацию деятельностного подхода в биологическом образовании учащихся и требует от учителя высокого профессионального уровня. К сожалению, по разным причинам учителя биологии избегают использование такого контроля, что, безусловно, отрицательно сказывается на результатах обучения.
Выполнение самостоятельных работ при обучении биологии обеспечивает продвижение учащихся от репродуктивных способов деятельности к творчеству, переход от видения конкретного действия к общему, от решения отдельных элементов учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельного мотива к системе отношений. Такой контроль в школьной биологии используется часто. Его целесообразно включать в процесс обучения при рассмотрении материала мировоззренческого, эволюционного, экологического, генетического и физиологического содержания.
Обозначенные формы контроля в методике обучения биологии конкретизируются с помощью определенных его видов — предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.
Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающемуся находить более эффективные методы и формы работы.
Текущий контроль осуществляется, как правило, по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, ценностных отношений, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в предметной подготовке учащихся и оказать им помощь в осмыслении программного материала, он стимулирует ответственность учащихся за подготовку к каждому занятию.