Формы, виды и методы контроля в биологическом образовании. Часть 3.
Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени — в конце четверти или полугодия. При изучении биологии этот вид контроля используется в основном в старших классах в виде семинарских занятий, собеседований, выполнения тестов и др. При этом наряду с контролем знаний и умений учащихся целесообразно проверять также степень овладения ими опытом эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности.
Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела с целью систематизации знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности. При этом учащимся предлагается выполнить задания и решить задачи, которые требуют не только воспроизведения биологического материала, но и его использования в новых учебных и (или) реальных ситуациях.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения биологии. Он охватывает всю систему знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой биологической деятельности с учетом требований учебных программ и ГОСТов по предмету.
Периодический, тематический и итоговый виды контроля в практике обучения биологии часто реализуются в форме собеседования, контрольной работы, семинара, тестирования, зачета и экзамена.
Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений, ценностных отношений к объектам живой природы и опыта творческой биологической деятельности по истечении длительного промежутка времени после изучения раздела или курса в целом. По его результатам можно судить об эффективности процесса обучения учащихся биологии. Как правило, этот вид контроля реализуется при использовании тестовых заданий.
Наряду с формами и видами контроля биологической подготовки учащихся используются: различные методы. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
В практике обучения биологии используются методы устного, письменного, практического, автоматизированного контроля и самоконтроля.
Контроль за биологической подготовкой учащихся осуществляется с обязательной оценкой знаний, умений, опыта ценностных отношений и творческой деятельности. Оценка предполагает указание учителем на положительные и отрицательные характеристики ответов учащихся.
При этом он обращает внимание на последовательность представления учебного материала, его глубину, аргументированность ответов и их объективность. Следовательно, оценка связана с анализом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и его сравнения с эталонными представлениями, описанными в учебных программах и учебниках биологии. Условным отражением оценки является отметка, которая выражается в отечественной педагогике в баллах. В России принята 4-балльная система отметок: «5» — владеет биологическим материалом в полной мере (отлично), «4» — владеет достаточно (хорошо), «3» — владеет недостаточно (удовлетворительно), «2» — не владеет (неудовлетворительно).
Итак, представления о формах, видах и методах контроля знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности имеют важное значение в профессиональной деятельности учителя биологии. Они позволяют ему обнаруживать недостатки в системе биологического образования учащихся и принимать адекватные меры по их успешной ликвидации. Вместе с тем контроль дает возможность определять и фиксировать достижения, необходимые школьникам для успешной социализации в условиях современной российской действительности.