География в VII классе. Особенности методики изучения населения и государств.
Население изучается в конце общего обзора материков. Постановка данного раздела вызвана тем, что вся природа изучается в целях использования ее человеком. Поэтому вопрос о населении и его хозяйственной деятельности поставлен в конце курса.
Подготовка к восприятию этого материала выполнена в курсе VI класса, где учащиеся изучали тему «Население Земного шара». В этой теме даны сведения о численности населения, росте численности населения, понятие о расах и политической карте мира. Из курса истории учащимся известно о положении отдельных государств на политической карте мира и хозяйственной деятельности населения. Эти знания являются опорными. При изучении населения материков рассматривается:
- численность населения;
- плотность населения и его размещение;
- расовый и этнический состав;
- хозяйственная деятельность населения.
Первые три характеристики населения: численность, плотность и его размещение изучаются методом беседы:
1. Путем использования материалов из темы «Население мира»;
2. Беседа по карте о плотности населения;
3. Сравнением данного материка с другими по названным показателям.
Принадлежность народов материка к той или иной расе определяется также методом беседы: эти сведения должны быть известны учащимся из VI класса.
Понятие об этническом и языковом составе населения раскрывается объяснением учителя. Нужно объяснить, что рас всего три (европеоидная, негроидная, монголоидная) и что деление на расы осуществляется только по внешним признакам. Следует объяснить, что на Земле существуют этнические группы людей, объединяющихся по общности языка и культуре, что это подразделение по более существенным признакам. Этническая общность в развитии приводит к формированию наций. Нация (от лат. «naci» — племя, народ) — историческая общность людей, сложившаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка и особенностей культуры.
Большое значение в формировании этнических групп имеет язык: новое поколение людей получает унаследованное средство общения. На Земле существуют 2,5 тыс. языков. Учитель должен рассказать, какие нации населяют материки и показать на карте, а затем учащиеся наносят границы распространения преобладающих народов на контурные карты.
Необходимо раскрывать особенности культуры и быта народов, показывать, какую роль сыграли представители народов наций в формировании мировой культуры (великие ученые, писатели, композиторы, художники). Если речь идет об отсталых народах — показать причины их отсталости. Основная причина — длительная колониальная зависимость (народы Африки и Азии). Весьма важно показать национально-освободительное движение народов и политическую карту. Особенности быта всегда вызывают интерес у учащихся (одежда, жилище, питание). Рассказ должен сопровождаться показом картин. Например, как выглядят юрты или африканские деревни, горные селения.
Основные государства на материке целесообразно изучать с помощью типовых планов и карт в форме практических работ с последующим обсуждением и оценкой.
План характеристики государства.
1. Географическое положение (в какой части материка по широте и долготе, координаты крайних точек), с какими государствами граничит.
2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (найти на карте основные формы рельефа и определить их высоты).
3. Климат (в каких климатических поясах, средние температуры июля и января, количество осадков).
4. Внутренние воды (характеристика рек и озер по плану).
5. Природные зоны (в каких природных зонах находится страна).
6. Население и его хозяйственная деятельность (определить по карте плотность населения и виды хозяйственной деятельности человека).
7. Экологические проблемы и мероприятия по охране природы.
Вместе с тем, при изучении первого материка для организации самостоятельной работы учащихся по составлению характеристики государств одного типового плана недостаточно. Необходимо разработать для учащихся инструкцию, содержащую не только план, но и алгоритм действий для ответа на вопросы типового плана.