Методические материалы, статьи

Графическое рисование. Часть 1.

Создание иллюстрации. Ряд приемов анализа текста требует серьезной подготовительной работы. В частности, использование графического рисования возможно только после большой вступительной беседы об особенностях изобразительного искусства. Данный прием анализа вызывает большой интерес детей, способствует творческому осмыслению текста, его интерпретированию. Дети учатся «переводить» язык литературы на язык другого вида искусства, убеждаясь в том, что далеко не все, что писатель передает с помощью слова, можно адекватно передать с помощью зрительного образа, и в то же время изобразительное искусство обладает средствами, недоступными литературе. Такие уроки позволяют воспитывать у детей не только культуру чтения, но и зрительскую культуру. Однако их нельзя проводить слишком часто, так как велика опасность превращения творческой работы в формальную, как это часто случается в практике школы. Например, слишком частое использование графического рисования приводит к тому, что дети рисуют иллюстрацию, не дав себе труда прочитать текст, по воспоминанию о содержании произведения, оставшемуся после урока. Очевидно, что эта работа бессмысленна. Ведь важна бывает не сама картинка, нарисованная ребенком, а тот процесс вхождения в текст, который необходим для иллюстрирования. Поэтому, давая задание нарисовать иллюстрацию к произведению, следует обратить внимание учеников на выбор эпизода, попросить их обосновать этот выбор. Затем в тексте произведения выделяются те детали, которые могут быть непосредственно изображены на картинке, и те, которые изобразить невозможно, обсуждается, какие детали обязательно нужно добавить, как композиционно оформить рисунок. Именно процесс размышления над этими вопросами позволит ребенку глубже понять прочитанное, стимулирует работу воображения.

В стихотворении Б. Заходера «Что красивей всего?» перед читателем проходит вереница ответов на вынесенный в заглавие вопрос разных обитателей планеты, и, естественно, каждый оценивает мир по-своему, часто эти оценки прямо противоположны. Задание нарисовать две иллюстрации к стихотворению, изобразив мир с точки зрения двух разных персонажей, побуждает детей сопоставить разные точки зрения и найти такие средства изобразительного искусства, которые помогут выразить специфику видения мира каждым персонажем. Текст стихотворения очень лаконичен, рассчитан на фантазию читателя, характер персонажа намечен одним штрихом:

  • По-моему, море! —

Ответил Дельфин.

  • Мой хвост, без сомнения! —

Крикнул Павлин!

На уроке обсуждаем, как передать в иллюстрации самоуверенность и ограниченность Павлина, ничего не видящего вокруг, кроме своего хвоста, и скромность Дельфина, вполне допускающего существование других точек зрения. Очевидно, изображение Павлина должно занять целый лист, горделиво распущенный хвост в центре композиции закрывает собой весь мир, яркие краски, резкие цветовые сочетания и подчеркнут напыщенность Павлина, и покажут, что хвост его, действительно, красив. Что изобразить на второй иллюстрации — Дельфина крупным планом или море? Обязательно ли Дельфин должен присутствовать на иллюстрации? Каким должен быть ракурс изображения, если Дельфин видит море? Можно ли на иллюстрации изобразить других обитателей моря? Каким лучше изобразить море — спокойным, играющим, штормовым? Какие выбрать краски, какую технику исполнения, чтобы передать движение волн?

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Грязезащитные ковры и коврики – это специальные изделия, которые обеспечивают.. Особенность наших грязезащитных ковриков, заключается в плотной структуре используемого полиамида, который отвечает всем требованиям влагопоглощения и долговечности использования. При интенсивной суточной эксплуатации в здании, все эти качества полиамида, вы можете испытать в своих помещениях, воспользовавшись нашим сервисом. От многих наших клиентов, я слышал вот такие слова: «А зачем нам нужны ваши ковры, я в магазине могу купить такой же, только в 10 раз дешевле».

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005