Характеристика модели экзамена по биологии в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Часть 1.
В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения качество общеобразовательной подготовки выпускников российских школ стало контролироваться в форме ЕГЭ. Он предполагает проверку знаний, умений, ценностных отношений и накопленного опыта творческой деятельности учащихся на уровне высокой степени обобщения. Такой экзамен более обоснованно позволяет судить о глубине усвоения материала за период обучения в основной и старшей школах. По результатам ЕГЭ возникает возможность анализировать недостатки и достоинства обучения учащихся в школе. В этом состоит одно из преимуществ ЕГЭ по сравнению с традиционной итоговой аттестацией.
Вопросы для актуализации материала. Используя педагогические и методические источники, отражающие материалы о ЕГЭ, выясните, в чем заключаются его недостатки.
Известно, что ЕГЭ в большинстве случаев проводится в виде тестирования. Для того чтобы выразить смысл тестирования, важно определить понятие о тесте. В литературе однозначного его определения не обнаруживается. Тест — стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков (Российская педагогическая энциклопедия. — Г. 2, 1999).
Анализируя их содержание, можно утверждать, что эти определения близки по своему смыслу. Наиболее существенным представляется то, что тест в психолого-педагогическом понимании означает проверку, испытание, позволяющие выявлять уровень овладения знаниями, умениями, ценностными суждениями и применения творческого опыта. В состав любого теста входят тестовые задания. Тест должен быть стандартизирован и главное назначение теста должно заключаться в выяснении личностных особенностей обучаемого или приращении.
Учитывая изложенное, можно представить уточненное определение понятия о тесте. Нам представляется, что тест — это одновременно и способ, и инструмент, включающий выверенную систему тестовых заданий, жестко определенную последовательность проведения, заранее запланированную технологию обработки и анализа результатов, предназначенный в целом для измерения качеств и свойств личности, эффективное изменение которых возможно в процессе целенаправленного обучения.
Важно отделять тест от не теста. Тест в качестве составляющих должен иметь, по крайней мере, четыре элемента: задания в определенной системе, конкретную технологию проведения, порядок проверки выполненных учащимися тестов, а также анализ результатов, которые в совокупности должны составлять единство.
Первые — это однородные, включающие в себя тестовые задания одной какой-либо формы. Вторые — это неоднородные тесты, включающие в себя тестовые задания различных форм и сгруппированные в порядке возрастания сложности. В зависимости от общего подхода к разработке тесты делят на нормативно-ориентированные, критериально-ориентированные и смешанные. Первые позволяют по результатам набранных баллов или выполненных заданий сравнить обследуемых учащихся различных классов и внутри класса друг с другом. Вторые тесты выявляют, насколько каждый учащийся владеет знаниями, способами действия, ценностными суждениями, опытом творчества, но труднее поддаются стандартизации и количественным измерениям.
По виду контроля бывают экспресс-тесты, которые проводятся сразу после занятия, стартовые тесты, или входные, а также тесты текущие, рубежные и отсроченные. Характер деятельности испытуемого определяют устные к письменные гесты, а также тесты-действия. Наибольшее распространение в системе школьного образования получила классификация тестов по форме заданий. На основе этого признака их делят на закрытые — с выборочным ответом и открытые — с конструируемым ответом.