Характеристика модели экзамена по биологии в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Часть 2.
По своему объему тесты могут быть короткими, от 10 до 20 заданий, средними и длинными, до 500 заданий. В школьной практике, как правило, используются тесты, содержащие от 30 до 60 заданий. Время, отводимое на выполнение каждого задания, обычно определяют в пределах 30-60 с. Это может быть отнесено к тестам с выбором одного верного ответа. Во всех других случаях подход индивидуален.
При обучении предметам, включая биологию, наибольшее распространение в тестах получили два типа заданий, которые объединяют в шесть видов. Первый тип — открытые тесты, к ним относятся дополнения и тесты свободного изложения. Второй тип — закрытые тесты, включающие тесты альтернативных ответов, множественного выбора, определения соответствия и восстановления последовательности. К этим шести видам может быть сведено все многообразие существующих заданий без ущерба для их качества.
Процедуру использования тестов в практике контроля за предметной подготовкой учащихся, включая и биологическую, называют тестированием. С позиции тестирующего ее составными частями являются следующие: подготовка и выдача теста учащимся, предоставление им возможности для общего знакомства с тестом, отдельными заданиями и его выполнение, проверка теста, его анализ и объявление результатов тестирования учащимся.
Вопросы для актуализации материала. Найдите в любых источниках материал о процедуре тестирования и на основе его анализа сделайте о ней дополнительные записи в рабочих тетрадях. Выскажите свою точку зрения о целесообразности тестирования выпускников общеобразовательной школы по биологии.
На ЕГЭ по биологии проверяется уровень подготовки учащихся по всем разделам школьного курса.
Во время ЕГЭ подвергаются контролю знания о человеке и его здоровье (особенности строения и жизнедеятельности организма, высшей нервной деятельности, механизмы регуляции процессов жизнедеятельности, анатомо-физиологические основы культивирования здорового образа жизни, способы сохранения здоровья человека). Проверяются также генетические знания, составляющие научные основы селекции, биотехнологии, генетическая грамотность учащихся, представления о материальных основах наследственности и изменчивости, законы генетики, а также умение решать задачи.
Необходимой частью проверки на ЕГЭ являются экологические и эволюционные знания (среда обитания организмов, экосистемы, их основных звеньях, пищевые связи, биологическое разнообразие, круговорот веществ и односторонний поток энергии, антропогенные изменения биосферы и меры ее сохранения, движущие силы, направления и результаты эволюции, усложнения живых организмов в процессе филогенеза). С помощью заданий, контролирующих обозначенный выше учебный материал, создается возможность выяснить, насколько глубоко понимают экзаменуемые смысл и значение эволюционных идей, взаимосвязей организма и надорганизменных систем с окружающей средой, роль экологических факторов в индивидуальном и историческом развитии.
Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырех и проверяют, достигнуто ли качество общеобразовательной подготовки, зафиксированное в требованиях стандарта.
В 2007 г. для получения пятерки необходимо было набрать не менее 67 баллов. Подчеркнем, что каждый полученный балл имеет свой коэффициент. Он тем выше, чем меньше правильно выполненных учащимися работ. Коэффициент определяется в зависимости от качества выполнения заданий всеми учащимися и рассчитывается с использованием специальной компьютерной программы.