Индивидуализация процесса обучения.
При характеристике форм организации учебного процесса урочная форма выделена как ведущая, основная. Эта форма организации процесса обучения имеет две диаметрально противоположные особенности. С одной стороны, осуществление обучения при урочной организации учебного процесса возможно только при условии фронтального, одновременного продвижения всех учащихся группы в изучении программного материала. С другой стороны, все учащиеся группы, в которой проводится урок, различные по своим способностям, учебным возможностям: одним то, что изучается, легко и доступно, другим — трудно и недоступно по самым различным причинам. В этой связи вольно или невольно педагогу приходиться при ведении занятий ориентироваться на некоего «середнячка». Но и это не решает проблемы. Уровень этого «середнячка» для одних учащихся слишком низкий, что не стимулирует их развития, для других — недоступен. Все это определяет необходимость поисков мастером, преподавателем путей индивидуализации процесса обучения при урочной форме, системе организации учебного процесса.
Индивидуализацию обучения определяют как создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его возможностям.
Чтобы эффективно обучать и воспитывать учащихся педагогу нужно хорошо знать не только свой предмет и методику его преподавания, но и учащихся, с которыми он работает, их сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности и возможности каждого из них.
В этом условие и ключ к руководству педагогом учебным трудом учащихся. Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал: «Если мы хотим воспитывать ученика во всех отношениях, то мы должны знать его во всех отношениях».
Однако суть индивидуального подхода в процессе обучения не в приспособлении к особенностям и возможностям учащихся, а в умении выбрать с учетом этого наиболее рациональные способы эффективного воздействия на них в целях повышения качества процесса их учения. Индивидуализация процесса обучения — это не только «вытягивание» слабо успевающих хотя бы до уровня среднеуспевающих, что зачастую преобладает в реальных условиях. Работая по преодолению неуспеваемости, ни в коем случае нельзя забывать о развитии способностей «сильных» учащихся, о выращивании в среде учащихся талантов в той или иной области.
Вместе с тем практика показывает, что нецелесообразно делить учащихся группы на «сильных», «слабых» и «средних».
Неумелая, психологически не обоснованная и не оправданная такая дифференциация зачастую порождает в учебной группе нездоровый моральный микроклимат. Одни считают себя чуть ли не «гениями», другие чувствуют себя униженными, начинают верить в отсутствие у них способностей. Такое явное разделение учащихся по их способностям и достижениям зачастую является причиной конфликтов и даже вражды между учащимися. Самый слабый ученик должен чувствовать хоть в чем-то свое продвижение на каждом уроке, а это возможно лишь в атмосфере доверия между педагогом и учащимися независимо от симпатий и учебных возможностей учащихся.
В целом индивидуальный подход предполагает умение педагога опираться в учебной и воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого учащегося, на его интересы и склонности, на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам по учебе, даже на чувство юмора. Развивая положительные черты, поощряя положительные поступки и стремления, педагог может успешно добиваться поставленных целей.