Методические материалы, статьи

Информационно-познавательные методы изучения современного русского языка в условиях высшей школы. Часть 1.

Как уже отмечалось, в условиях преподавания русского языка в высшей школе функционируют четыре метода получения знаний: объяснительный, эвристический (или проблемный), репродуктивный и исследовательский.

По отношению к первым двум преподаватель-русист ставит перед собой вопрос: излагать ли какие-либо сведения о языке «в готовом виде» или побуждать студентов самим делать соответствующие обобщения и выводы?

Предпочтение объяснительного или проблемного метода зависит от целого ряда условий: уровня владения языком и лингвистической системой понятий, объема учебного времени, характера получаемой информации, особенностей самого метода и т. д. И, как это ни парадоксально, одни из этих условий могут противоречить другим.

Чем выше уровень знаний учащихся, тем меньше оснований для реализации объяснительного метода и больше для применения проблемного (эвристического). Однако в условиях высшей школы большую значимость имеют другие условия.

Объяснительный метод получения знаний не только наиболее экономен по затратам учебного времени, но и позволяет наилучшим образом уловить связи между частями (фрагментами) сообщаемой информации. А это, как известно, особенно значимо на лекциях по языковым темам курса. Поэтому на вузовских лекциях объяснительный метод явно доминирует. Кроме того, существует немало вузовских учебников, где их авторы неоднозначно, по-разному характеризуют явления русского языка, лингвистические понятия, мнения лингвистов. В таких случаях должную ясность могут внести объяснения и разъяснения преподавателя. Они необходимы и тогда, когда предварительно свое мнение по этим вопросам выражают студенты.

В то же время нельзя игнорировать проблемный метод, который, как давно уже установлено, имеет ряд достоинств и преимуществ. Он содействует развитию творческого мышления обучаемых, активизирует их мыслительно-речевую деятельность, вырабатывает умение самостоятельно ориентироваться в ситуациях, поддерживает и развивает интерес к учебному предмету, учит преодолевать препятствия и трудности в жизни.

Поэтому важно использовать любую возможность, чтобы обращаться к студентам с просьбой выразить свое отношение к той или иной лингвистической концепции, сделать вывод после наблюдения над языком, ответить на проблемный вопрос, решить проблемную задачу.

Вот примеры таких задач, которые показывают, что «придумывать» их по силам даже начинающему преподавателю современного русского языка.

  • Как объяснить с точки зрения языка название известного кинофильма «Операция Ы»?
  • Почему в русском языке согласных фонем больше, чем в английском, а гласных — меньше?
  • Можно ли считать такие абстрактные существительные, как «инициатива, сила, качество», исключениями в тех случаях, когда от них образуются формы множественного числа (инициативы, силы, качества)?
  • Чем объяснить относительно свободный порядок слов в предложениях русского языка?
  • Можно ли считать неполными определенно-личные односоставные предложения? Объясните, почему вы так считаете.

Понятно, что решение таких задач относится к проблемным действиям только в том случае, если студенты перед этим не получили соответствующей информации. В рамках этого метода находятся также формулирование и обоснование студентом своего мнения по поводу альтернативных характеристик, системных и нормативных явлений русского языка.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
туры на дальний восток из москвы Авиатур ДАЛЬНИЙ ВОСТОК и ТИХИЙ ОКЕАН. Владивосток и отдых на берегу Тихого океана. Авиаперелеты, отели, питание, экскурсия и трансферы ВКЛЮЧЕНЫ.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005