Информационно-познавательные методы изучения современного русского языка в условиях высшей школы. Часть 2.
Репродуктивным методом студент вторично (уже не от преподавателя) получает информацию о языке в процессе повторения материала. Такое повторение может быть в разных условиях: по учебнику в домашней обстановке или по другим источникам (при использовании, к примеру, каких-либо ТСО) либо во время практических занятий, слушая ответы своих сокурсников на вопросы преподавателя.
При этом нужно иметь в виду особенности учебного процесса в современном вузе. Если в средней школе предусмотрен систематический контроль знаний, умений и навыков, то в институте, как говорится в известной студенческой песне, студенты «живут от сессии до сессии». Вузовским преподавателям любого профиля необходимо использовать различные средства, чтобы побудить студентов к закреплению знаний, полученных на лекциях.
Что касается исследовательского метода, который используется в учебном процессе, то при изучении родного русского языка в средней общеобразовательной школе его роль незначительна. Даже если какие-то его особенности имеют место, они мало чем отличаются от форм реализации проблемного (эвристического) метода. Другое дело — в процессе вузовского преподавания современного русского языка и других лингвистических дисциплин.
Здесь этот метод уместен прежде всего при подготовке и проведении семинарских, курсовых и написании дипломных работ, и в еще большей мере — выпускных магистерских сочинений.
Характеризуя этот метод, И. Я. Лернер рекомендует следующие этапы самостоятельного исследования учащихся:
- Наблюдение и изучение фактов и явлений (по теме исследования).
- Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию.
- Выдвижение гипотез.
- Построение плана исследования.
- Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими.
- Формулирование решения, объяснения.
- Проверка решения.
- Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Конечно, это можно считать лишь одним из вариантов последовательности и характера исследовательских действий студентов.
Другие варианты также могут иметь место в зависимости от тематики исследования и научно-познавательного уровня учащихся высшей школы. Так, правомерно к дипломным работам студентов и в еще большей мере — к магистерским — предъявлять почти такие же требования, как к кандидатским диссертациям (но, конечно, в меньших масштабах).
Что касается практических методов активизации речи учащихся (в том числе и студентов), то их также четыре: имитативный, оперативный, аналитический и коммуникативный.
Имитативный связан с подражанием речи образцу, оперативный — с различными действиями по изменению аспектных единиц языка, аналитический предполагает действия аналитического типа без изменений в тексте, коммуникативный требует речевых действий учащихся в форме связных высказываний.
В основном работа этими методами проводится со студентами на практических занятиях. Поэтому методическую характеристику их целесообразно соотнести с методикой проведения практических занятий по современному русскому языку.