Методические материалы, статьи

Информационно-познавательные методы изучения современного русского языка в условиях высшей школы. Часть 2.

Репродуктивным методом студент вторично (уже не от преподавателя) получает информацию о языке в процессе повторения материала. Такое повторение может быть в разных условиях: по учебнику в домашней обстановке или по другим источникам (при использовании, к примеру, каких-либо ТСО) либо во время практических занятий, слушая ответы своих сокурсников на вопросы преподавателя.

При этом нужно иметь в виду особенности учебного процесса в современном вузе. Если в средней школе предусмотрен систематический контроль знаний, умений и навыков, то в институте, как говорится в известной студенческой песне, студенты «живут от сессии до сессии». Вузовским преподавателям любого профиля необходимо использовать различные средства, чтобы побудить студентов к закреплению знаний, полученных на лекциях.

Что касается исследовательского метода, который используется в учебном процессе, то при изучении родного русского языка в средней общеобразовательной школе его роль незначительна. Даже если какие-то его особенности имеют место, они мало чем отличаются от форм реализации проблемного (эвристического) метода. Другое дело — в процессе вузовского преподавания современного русского языка и других лингвистических дисциплин.

Здесь этот метод уместен прежде всего при подготовке и проведении семинарских, курсовых и написании дипломных работ, и в еще большей мере — выпускных магистерских сочинений.

Характеризуя этот метод, И. Я. Лернер рекомендует следующие этапы самостоятельного исследования учащихся:

  • Наблюдение и изучение фактов и явлений (по теме исследования).
  • Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию.
  • Выдвижение гипотез.
  • Построение плана исследования.
  • Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими.
  • Формулирование решения, объяснения.
  • Проверка решения.
  • Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Конечно, это можно считать лишь одним из вариантов последовательности и характера исследовательских действий студентов.

Другие варианты также могут иметь место в зависимости от тематики исследования и научно-познавательного уровня учащихся высшей школы. Так, правомерно к дипломным работам студентов и в еще большей мере — к магистерским — предъявлять почти такие же требования, как к кандидатским диссертациям (но, конечно, в меньших масштабах).

Что касается практических методов активизации речи учащихся (в том числе и студентов), то их также четыре: имитативный, оперативный, аналитический и коммуникативный.

Имитативный связан с подражанием речи образцу, оперативный — с различными действиями по изменению аспектных единиц языка, аналитический предполагает действия аналитического типа без изменений в тексте, коммуникативный требует речевых действий учащихся в форме связных высказываний.

В основном работа этими методами проводится со студентами на практических занятиях. Поэтому методическую характеристику их целесообразно соотнести с методикой проведения практических занятий по современному русскому языку.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005