Интерес к учению.
Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью — без активного умственного труда немыслим ни интерес, ни внимание учащихся. С другой стороны, лишь наличие интереса к данной деятельности обеспечивает ее активность.
Опираясь на учебный интерес учащихся, можно достичь гораздо больших результатов, чем принуждением, предписаниями, жесткими требованиями. При этом сами по себе снимаются многие вопросы и о дисциплине, и о поддержании внимания, и о прилежании, и о многом другом, что составляет предмет многочисленных забот педагогов. А если это так, то мастеру, преподавателю нужно знать признаки интереса, его источники, уметь им управлять. Можно ввести в процесс дополнительную мотивацию, позаимствованную из популярных компьютерных игр.
По своей природе познавательные интересы могут быть, как и другие мотивы учения, непосредственными и опосредованными.
Непосредственный интерес — это интерес к самому процессу и содержанию учебной деятельности: к решению интересной задачи, интересной работе, к самостоятельному конструированию приспособления для выполнения учебно-производственной работы и т. п. Но чтобы удовлетворить этот непосредственный интерес, требуется много такого, что само по себе непосредственного интереса для учащихся может и не представлять: знать теорию вопроса по рациональной технологии выполнения работы, принципы конструирования, способы расчетов и т. п.
Если учащийся изучает это не только и не столько потому, что его увлекают именно эти вопросы, а потому что они необходимы ему для выполнения интересного захватившего его дела, непосредственный интерес превращается в опосредованный, требующий определенной настойчивости и усилий учащихся и направляющих воздействий преподавателя.
Сделать учение интересным — мечта каждого педагога, на это направлены все педагогические средства, которыми располагает мастер, преподаватель. Именно познавательный, учебно-производственный, профессиональный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе усилий.
Как же организовать учебный процесс так, чтобы учащимся было интересно учиться, как сделать так, чтобы учение было с увлечением. Обобщая педагогический опыт, можно выделить основные пути, способы и условия возбуждения, поддержания и развития интереса учащихся к учению:
- интересное содержание изучаемого материала, позволяющее учащимся узнавать новое, по-новому проникать в уже известное, проверять в жизни, учебе, на практике способы его применения;
- положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательность, бодрое настроение педагога и учащихся;
- высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника, стремление развивать мысль, а не только «загружать память»;
- эмоциональность ведения занятий, образность объяснений, общая эмоциональная атмосфера деятельности;
- использование «эффекта новизны» — сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным, приведение новых примеров, новых «поворотов» мысли, новых иллюстраций;
- разнообразие учебного труда учащихся — однообразная информация и однообразие рекомендуемых способов ее применения быстро вызывают скуку, а скука — злейший враг учения;
- тесная увязка ранее усвоенных знаний и умений учащихся с тем новым, что изучается на уроке;
- регулирование изучаемого учебного материала по сложности усвоения: не вызывает интереса ни слишком трудный, ни слишком легкий материал — обучение должно быть трудным, но посильным;
- стимулирование вопросов учащихся по изучаемому материалу — чем больше вопросов, тем глубже знания и желание узнать больше и лучше;
- включение учащихся в интересную для них творческую работу;
- использование «эффекта» проверки и оценки учебных успехов учащихся — чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. При этом также необходимо использовать и влияние на интерес радости успеха и т. п.
Однако не всегда интерес должен и может предопределять движение учащихся в познании, в овладении знаниями и умениями. Учение с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Учение — это труд, серьезный, иногда тяжелый умственный труд, требующий большого упорства, настойчивости. В связи с этим преподавателям нужно всегда помнить высказывание выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли». Учиться с увлечением — это значит выполнять свой долг охотно, творчески, не только делать интересное, а все, что нужно делать, делать с интересом.