Методические материалы, статьи

Интерес к учению.

Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью — без активного умственного труда немыслим ни интерес, ни внимание учащихся. С другой стороны, лишь наличие интереса к данной деятельности обеспечивает ее активность.

Опираясь на учебный интерес учащихся, можно достичь гораздо больших результатов, чем принуждением, предписаниями, жесткими требованиями. При этом сами по себе снимаются многие вопросы и о дисциплине, и о поддержании внимания, и о прилежании, и о многом другом, что составляет предмет многочисленных забот педагогов. А если это так, то мастеру, преподавателю нужно знать признаки интереса, его источники, уметь им управлять. Можно ввести в процесс дополнительную мотивацию, позаимствованную из популярных компьютерных игр.

По своей природе познавательные интересы могут быть, как и другие мотивы учения, непосредственными и опосредованными.

Непосредственный интерес — это интерес к самому процессу и содержанию учебной деятельности: к решению интересной задачи, интересной работе, к самостоятельному конструированию приспособления для выполнения учебно-производственной работы и т. п. Но чтобы удовлетворить этот непосредственный интерес, требуется много такого, что само по себе непосредственного интереса для учащихся может и не представлять: знать теорию вопроса по рациональной технологии выполнения работы, принципы конструирования, способы расчетов и т. п.

Если учащийся изучает это не только и не столько потому, что его увлекают именно эти вопросы, а потому что они необходимы ему для выполнения интересного захватившего его дела, непосредственный интерес превращается в опосредованный, требующий определенной настойчивости и усилий учащихся и направляющих воздействий преподавателя.

Сделать учение интересным — мечта каждого педагога, на это направлены все педагогические средства, которыми располагает мастер, преподаватель. Именно познавательный, учебно-производственный, профессиональный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе усилий.

Как же организовать учебный процесс так, чтобы учащимся было интересно учиться, как сделать так, чтобы учение было с увлечением. Обобщая педагогический опыт, можно выделить основные пути, способы и условия возбуждения, поддержания и развития интереса учащихся к учению:

  • интересное содержание изучаемого материала, позволяющее учащимся узнавать новое, по-новому проникать в уже известное, проверять в жизни, учебе, на практике способы его применения;
  • положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательность, бодрое настроение педагога и учащихся;
  • высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника, стремление развивать мысль, а не только «загружать память»;
  • эмоциональность ведения занятий, образность объяснений, общая эмоциональная атмосфера деятельности;
  • использование «эффекта новизны» — сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным, приведение новых примеров, новых «поворотов» мысли, новых иллюстраций;
  • разнообразие учебного труда учащихся — однообразная информация и однообразие рекомендуемых способов ее применения быстро вызывают скуку, а скука — злейший враг учения;
  • тесная увязка ранее усвоенных знаний и умений учащихся с тем новым, что изучается на уроке;
  • регулирование изучаемого учебного материала по сложности усвоения: не вызывает интереса ни слишком трудный, ни слишком легкий материал — обучение должно быть трудным, но посильным;
  • стимулирование вопросов учащихся по изучаемому материалу — чем больше вопросов, тем глубже знания и желание узнать больше и лучше;
  • включение учащихся в интересную для них творческую работу;
  • использование «эффекта» проверки и оценки учебных успехов учащихся — чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. При этом также необходимо использовать и влияние на интерес радости успеха и т. п.

Однако не всегда интерес должен и может предопределять движение учащихся в познании, в овладении знаниями и умениями. Учение с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Учение — это труд, серьезный, иногда тяжелый умственный труд, требующий большого упорства, настойчивости. В связи с этим преподавателям нужно всегда помнить высказывание выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли». Учиться с увлечением — это значит выполнять свой долг охотно, творчески, не только делать интересное, а все, что нужно делать, делать с интересом.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Будут представлены последние модели дефектоскопов, толщиномеров, твердомеров Удобный и производительный инструмент для ультразвукового контроля.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005