Искусство устного изложения. Часть 1.
Одним из важных вопросов методики устного изложения шляется выбор способа построения сообщения содержания предстоящего к изучению учебного материала.
В практике работы преподавателей специальных и общетехнических предметов применяются два способа построения объяснения новых фактов, явлений, закономерностей, событий: индуктивный и дедуктивный. При индуктивном преподаватель идет от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному. Один и тот же материал зачастую можно преподнести двумя способами. Например, объяснить зависимость твердости стали от температуры отпуска можно индуктивным способом, т. е. замерить твердость отдельных образцов, подвергнутых отпуску при различных температурах, составить сравнительную таблицу и сформулировать зависимость: при повышении температуры отпуска твердость уменьшается.
Дедуктивный способ изложения применяется, как правило, на старших курсах.
Индуктивный или дедуктивный характер изложения во многом зависит от дедуктивной или индуктивной логики построения предмета (темы).
Необходимо отметить, что в чистом виде индуктивный и дедуктивный способы объяснения применяют редко. Обычно преподаватели излагают учебный материал, используя эти способы в сочетании.
Успешность восприятия учебного материала во многом зависит от организации изложения, его логичности, доступности.
Для повышения доступности и доходчивости изложения рекомендуется:
- быть конкретным, так как общие рассуждения обычно труднее усваиваются;
- не пользоваться без особой необходимости терминами, не понятными учащимся;
- предложения по возможности строить короткие;
- не злоупотреблять цифровым материалом.
Доступность и доходчивость изложения во многом повышаются, если преподаватель, мастер прибегает к сравнениям, сопоставлениям, аналогиям, иллюстрациям неизвестного на основе уже известного. Сравнение, как утверждал К. Д. Ушинский, есть основа всякого мышления и всякого понимания. Все в мире мы узнаем не иначе как посредством сравнения.
Учебный материал полезно излагать частями — порциями, которые в комплексе охватывают всю тему урока. Таких порций, отражающих ведущие узловые вопросы учебного материала, должно быть сравнительно немного — 4-5, так как в противном случае внимание учащихся рассеивается, и они не могут усвоить материал в целом.
В процессе изложения необходимо логично переходить от одной мысли к другой, от одной части материала к следующей, чаще напоминать учащимся об основной цели урока, подытоживать каждую часть изложенного. Соблюдение этих условий обеспечивает логичность изложения, повышает его доказательность и аргументированность. Очень важно, чтобы логика изложения была понятна учащимся. Если материал большой по объему, логически не связанный, сложный по содержанию, то целесообразно представить его логику в виде структурной схемы, начертив ее на доске и указав связи между отдельными блоками. Этой же цели служит и применение так называемых листов «опорных сигналов», где учебный материал, закодированный буквами, цифрами, краткими фразами, условными обозначениями, располагается в логике взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.
Особое значение для успешного восприятия и понимания материала имеет последовательность изложения, развертывание каждой его части по схеме: положение — аргументы — вывод, построение от общего к частному, а затем опять к общему, что соответствует закономерностям познания. Важно, чтобы учащиеся четко представляли и понимали тот логический стержень, вокруг которого развертывается содержание изложения, тот принцип, на основе которого строится система доказательств. Однако не следует слишком увлекаться изложением той части учебного материала, которая представляет большой интерес лично для преподавателя.