Методические материалы, статьи

Искусство устного изложения. Часть 2.

Существенное значение для повышения доступности и понимания изучаемого материала имеет речевая форма изложения. Нужно всегда стремиться говорить просто о сложном, следить, чтобы все слова были понятными, предложения строить просто и кратко, главные положения, формулировки, законы, выводы, определения излагать громче и медленнее, чем материал простой и второстепенный. Обращаясь к учащимся, следует чаще употреблять местоимения «мы», «вы», «мы с вами» и т. п.

В целях поддержания внимания и повышения степени активности учащихся необходимо менять характер деятельности учащихся в процессе восприятия учебного материала. Нужно широко сочетать слово с демонстрацией наглядных пособий, опытов, трудовых приемов, с записями в тетрадях, зарисовками и составлением схем, графиков, таблиц, с демонстрацией диафильмов, прослушиванием магнитофонных записей и т. д.

Очень важно постоянно повышать объяснительную функцию изложения, строить его так, чтобы оно было не столько повествованием, рассказом, сколько рассуждением. Особенно важно это в процессе производственного обучения, когда мастер дает теоретические обоснования отрабатываемых трудовых приемов и способов, а также технологий, условий, правил выполнения типичных и характерных для обучаемой профессии, специальности производственных процессов.

Объяснительный характер изложения особо важен при проблемном построении изложения. Суть его в том, что преподаватель не просто сообщает закономерности, выводы, правила, но и воспроизводит в какой-то мере путь их открытия. Поставив проблему, т. е. вопрос, задачу самому себе, он объясняет внутренние противоречия, возникающие при их решении, высказывает предположения, обсуждает их, опровергая возражения, доказывает истину. Таким образом преподаватель вовлекает учащихся в свои рассуждения, заставляет их мыслить вместе с собой, создает атмосферу поиска.

Большое значение имеет синхронность изложения учебного материала преподавателем и восприятия его учащимися. Практика показывает, что между темпом изложения материала преподавателем и темпом восприятия и осмысливания его учащимися зачастую наблюдается значительное расхождение, особенно это касается материала сугубо теоретического характера. Учащиеся еще не успевают понять суть учебного материала, а преподаватель уже продолжает изложение. Результат от такого изложения фактически пропадает. Учащиеся перестают следить за ходом мысли преподавателя и выключаются из процесса слушания и восприятия. Эффект от такого изложения фактически равен нулю.

Одним из методических приемов контроля и поддержания синхронности изложения и восприятия являются вопросы к учащимся по ходу изложения. Такой методический прием преследует две цели: во-первых, возможность следить по характеру ответов за тем, как учащиеся воспринимают и осознают излагаемый материал, т. е. осуществлять в определенной степени «обратную связь», и, во-вторых, повышение внимания учащихся, поскольку преподаватель может спросить их в любой момент. При ответах на вопросы преподаватель должен требовать, чтобы учащиеся не механически повторяли то, что он им сообщил, а попытались осмыслить, раскрыть закономерности, сделать выводы.

Следует побуждать учащихся задавать вопросы преподавателю, мастеру, что также способствует успешному восприятию учебного материала, повышает активность их мыслительной деятельности. Если у учащихся нет вопросов, это должно насторожить преподавателя, мастера, заставить задуматься, чем вызвана их пассивность: отсутствием интереса, непониманием, нежеланием показать свое незнание или другими причинами. В связи с этим следует отметить, что не принесут пользы побуждения к вопросам путем традиционного «понятно?» или «ясно?». На такие вопросы почти всегда раздается дружное «понятно», хотя в действительности это не всегда так. Не всегда дает результат и обращение «у кого есть вопросы?». Учащиеся боятся показать свое незнание, непонимание и часто не задают вопросы, надеясь наверстать непонятное в домашней работе. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Искусство педагога состоит в том, чтобы учащиеся уже на уроке достаточно четко поняли основную суть изучаемого материала. Поэтому, если у учащихся нет вопросов, преподаватель должен организовать беседу по изученному, убедиться в качестве восприятия, уточнить и дополнить изложенное и только в этом случае считать цель урока достигнутой.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Бинты стерильные, купить по хорошей цене в интернет-магазине Дезнэт Стерильные бинты – стандартный перевязочный материал, используемый в медицинских учреждениях в процессе лечения и проведения операций, а также в домашних условиях для оказания доврачебной помощи. Изделия отлично впитывают влагу и обладают необходимой воздухопроницаемостью. Стерильность обеспечивается благодаря индивидуальной упаковке, которая защищает перевязочный материал от пыли, влаги и повреждений при транспортировке.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005