Искусство устного изложения. Часть 3.
Обратная связь — это не только вопросы преподавателя к учащимся и учащихся к преподавателю. При изложении учебного материала как преподаватель воздействует на учащихся, так и они воздействуют на него. При восприятии материала учащиеся испытывают те или иные затруднения, проявляют эмоциональное отношение к этому материалу, что выражается в их мимике, репликах, отношении с соседями. Все это является своеобразными сигналами обратной связи, заставляющими преподавателя корректировать свое изложение и поведение: изменять темп изложения, добавлять избыточную информацию или, наоборот, повторять сущность той или иной порции учебного материала, варьировать методы изложения.
Одним из важных и неизменных качеств умелого педагога является способность его к импровизации в процессе изложения учебного материала. В этом также проявляется его педагогическое мастерство. Педагог — мастер своего дела — при изложении учебного материала говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект. Учащиеся, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений, мысли. Создается ощущение, что преподаватель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. Импровизированная речь — понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная преподавателем как «сиюминутная». Это не дословный пересказ написанного конспекта, а действительно свободное изложение, создаваемое в момент говорения, результат продумывания его логики, тона, стиля речи, интонаций.
Успешности восприятия учебного материала урока во многом способствуют также так называемые риторические логические вопросы,-т. е. вопросы, которые преподаватель задает сам себе по ходу изложения и сам же на них отвечает. Такой методический прием разнообразит изложение и вызывает у учащихся состояние готовности к ответу, что положительно скажется на их внимании.
Снижение уровня восприятия изучаемого материала учащимися нередко является результатом их усталости, что необходимо учитывать при изложении учебного материала. Уставший учащийся непроизвольно «отключается» от внимательного слушания. Педагоги, которые не знают этой закономерности, пытаются тщетно «создать» внимание у утомленных учащихся. Важно и нужно организовать работу так, чтобы, не допуская утомления учащихся, поддерживать их работоспособность на протяжении всего урока. Один из способов предупреждения утомления учащихся — разнообразие форм и приемов их работы на уроке, использование наиболее продуктивной части урока для эффективного восприятия изучаемого. Как правило, изложение сложного для восприятия учебного материала следует производить в первой половине урока, а повторение, опрос, закрепление — во второй.
Опытные преподаватели успешно применяют так называемые психологические разрядки напряженности внимания. Достигается это обычно использованием примеров из жизни, практики, переходом к изложению материала, более легкого для восприятия. В этих целях уместны и шутка, и поговорка, и рассказ об интересном случае, и проч. Однако таким методическим приемом следует пользоваться осторожно и умело, не рискуя снизить серьезный рабочий настрой учащихся.
Так как на изложение учебного материала на уроке отводиться определенное время, преподаватель должен позаботиться о том, чтобы за урок успеть изложить все намеченное. Для этого необходимо:
- начинать урок вовремя, без «раскачки»;
- при подготовке к уроку ориентировочно намечать время на отдельные его этапы, а если необходимо — и на отдельные узловые вопросы и стараться соблюдать этот регламент в процессе урока;
- требовать от учащихся четких и коротких ответов на поставленные вопросы;
- умело использовать план урока и конспект; не нужно быть привязанным к ним, но время от времени для самоконтроля необходимо обращаться к их помощи;
- заблаговременно подготовить наглядные пособия, приборы и другое материально-техническое оснащение и расположить их так, чтобы все было под руками.