Как оплачивается труд?
В развитых капиталистических странах люди уже давно привыкли работу на фирму считать своим бизнесом. Не в том смысле, что фирма работодателя как объект собственности принадлежит и работнику. (Хотя в принципе закон не запрещает наемному работнику приобретать акции предприятия, на котором он работает, а совладельцу предприятия устраиваться на него в качестве наемного работника.) Но гражданин развитой капиталистической страны, получая приглашение на работу, обычно воспринимает его как крупный, т.е. долгосрочный (но, как правило, все равно ограниченный зафиксированным в контракте временем) заказ от фирмы-работодателя. Заказ на что? Конечно же, на услуги работника, на его профессиональные действия, необходимые для успешного выполнения фирмой какой-либо конкретной бизнес-программы.
При этом фирма может заказать и готовый результат труда нанимаемого ей работника с оплатой по факту его передачи в распоряжение фирмы. В таком случае фирма, как правило, оговаривает с работником срок, за который необходимо выполнить работу. Но оплачивает не часы, потраченные исполнителем на выполнение заказа, а конечный результат, причем устраивающий фирму, т.е. полностью соответствующий оговоренным в контракте требованиям. Получается, что если у принявшего заказ исполнителя (т.е. подписавшего контракт работника) в конце не получилось то, что ожидал заказчик (работодатель), последний вправе либо потребовать работу переделать без дополнительной платы, либо вовсе разорвать контракт из-за несоблюдения его условий исполнителем.
Простой пример такого рода трудовых отношений (они, кстати, распространены сегодня и в России) — заказ программисту разработки эксклюзивной компьютерной программы. Фирма обозначает ему, какие конкретно операции ей необходимо осуществлять с помощью будущей программы, а он через оговоренное в контракте время передает ответственным представителям фирмы разработанную программу. Если она работает, как договаривались, фирма по акту приемки выполненной работы выплачивает программисту зафиксированное в контракте вознаграждение.
Такие же отношения обычно устанавливают и с бригадой, нанятой выполнить ремонтные, строительные или погрузо-разгрузочные работы. И, например, с переводчиками текстов, литературными редакторами и корректорами, проектировщиками зданий и сооружений, другими специалистами, результат работы которых может быть материализован и передан заказчику для дальнейшего использования.
А как быть, скажем, с работой парикмахера? И здесь все просто. Парикмахер обслуживает клиента, который платит за прическу. Но работодатель парикмахера (т.е. владелец салона красоты) не является его клиентом. Он создает для парикмахера рабочее место, чтобы тот мог обслуживать клиентов. Можно сказать, является его партнером по бизнесу. Работодатель берет на себя подготовку салона красоты к приему клиентов, рекламу, взаимоотношения с арендодателями помещения, разными государственными службами (например, пожарными), налоговой инспекцией. От парикмахера же требуется всегда быть на рабочем месте согласно расписанию работы салона и качественно обслуживать пришедших клиентов. Его зарплата зависит от выручки. Обычно парикмахерам так и платят — часть от выручки. Выходит, что первый и главный партнер (владелец салона) создал и поддерживает условия для успешного обслуживания клиентов, а второй (третий, четвертый и т.д.) партнер это обслуживание осуществляет. Функции у каждого свои, но вместе они получают доход. Почему доля рядового парикмахера от совместно получаемого дохода чаще всего заметно ниже, чем доля владельца салона?
Объясняется это просто. Парикмахер только выполняет работу, проявляя свое мастерство, но своими капиталами не рискует. Если парикмахерская окажется убыточной (предположим, что для покрытия арендной платы, затрат на рекламу и на содержание салона выручки от обслуживания клиентов оказалось недостаточно: либо клиентов мало, либо затраты слишком высоки), парикмахеры пострадают меньше всего. Они просто получат меньшую, чем рассчитывали, зарплату. Владелец же может потерять собственные деньги, вложенные в создание салона и его подготовку к приему клиентов.
А теперь представьте себе, что вы пришли к парикмахеру, который вам говорит: «Имейте в виду, я не ручаюсь за качество своей работы, но независимо оттого, сделаю я вашу прическу лучше или, наоборот, хуже, чем есть сейчас, платить вам придется одинаково». Бред какой-то, не правда ли? Да какой нормальный человек заявит такое своему клиенту? Действительно, открыто так никто и не заявляет. Но, устроившись на работу, отдельные люди (к сожалению, таких немало) придерживаются именно такого принципа — за качество своей работы я не ручаюсь, но деньги мне платите в полном объеме в любом случае, даже если я откровенно не справился со своими обязанностями. Мне, мол, есть надо. А что в результате? Работу такие «работники» меняют без конца, а той, которая бы их устроила, не находят.