Методические материалы, статьи

Классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина в проекции на методику преподавания русского языка в высшей школе. Часть 2.

Метод, который соответствует коммуникативным упражнениям (видам работы), целесообразно также назвать коммуникативным.

Именовать так же метод выполнения всех некоммуникативных упражнений по их общему названию вряд ли имеет смысл, поскольку в ряде случаев характер мыслительно-речевых действий учащихся имеет принципиальные различия.

Эти различия не следует искать в разделении некоммуникативных (аспектных) упражнений по принадлежности языкового материала упражнения к тому или другому уровню языка (фонетика, лексика, морфология и др.).

Гораздо больше оснований соотносить тип упражнений с соответствующим методом при делении именно на основе характера речевых действий учащихся при выполнении задания.

Здесь прежде всего выделяются имитативные (подражательные) упражнения, которым соответствует имитативный метод речевой тренировки. В таких упражнениях совершаются действия в подражание образцу (повторение слов и фраз за учителем, переписывание текста).

Хотя в таких случаях могут имитироваться целые мини-тексты, имитативные упражнения также относятся к числу некоммуникативных, поскольку для имитации не требуется активного речевого общения.

Специфичен характер речевых действий учащихся и при выполнении аналитических упражнений, с которыми сопряжен одноименный аналитический метод речевой тренировки (или со стороны преподавателя активизации понимания аспектных единиц языка). В таких случаях учащиеся должны в тексте упражнения что-то выделить, объяснить, обосновать, сгруппировать и т. д.

Как видно, с одной стороны, аналитические речевые действия специфичны, а другой — они могут совпадать с другими видами речевых действий и приемами других методов. Основная функция аналитических действий учащихся — закрепление полученных знаний. Следовательно, аналитический метод речевой тренировки как бы примыкает к методам получения информации (знаний) по языку. Не говоря уже о том, что в ходе выполнения аналитических заданий эти знания могут пополняться.

В то же время выполнение аналитических заданий часто происходит в форме связных высказываний. И, следовательно, в таких случаях упражнение является не только аналитическим, но и коммуникативным.

Существенно от аналитических по своему характеру отличаются оперативные действия учащихся в процессе выполнения одноименных упражнений. И поэтому соответствующий метод речевой тренировки есть основание также называть оперативным.

Выполняя упражнения оперативного типа, обучающийся образует, преобразует, заменяет по соответствующим заданиям аспектные единицы языка. Такие оперативные действия могут относиться к некоммуникативным единицам вне текста (например, подбор к слову синонимов или антонимов) или в составе текста (например, заменить какое-то слово в тексте наиболее подходящим синонимом).

Основное назначение оперативных упражнений — формирование частноречевых (аспектных) умений и навыков.

При этом уместно вспомнить, что в современной методике вместо традиционного деления умений на первичные (частноречевые) и вторичные (общеречевые, коммуникативные) преобладает мнение, что частноречевые умения являются как бы начальной стадией навыка.

В то же время речевые действия психолингвисты соотносят, с одной стороны, с речевой деятельностью, с другой — с речевыми операциями. И именно в результате операций формируются речевые навыки учащихся. Это служит обоснованием терминов «оперативное упражнение» и «оперативный метод».

После такой обобщенной характеристики методов обучения языку необходимо показать, в каких масштабах и в каких условиях эти методы применяются в учебных ситуациях курса современного русского языка в высшей школе. Назовем эти ситуации изучением, а не обучением, поскольку главным является характер деятельности самих студентов.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005