Методические материалы, статьи

Композиционный анализ. Часть 3.

Сюжетный план (выделение элементов сюжетной схемы эпического текста). В результате работы над составлением сюжетного плана у детей формируется представление о функции элементов сюжета, их последовательности. Учащиеся овладевают умением находить элементы сюжета в тексте произведения, выделять главное в содержании каждого элемента в соответствии с его ролью в произведении, давать точное название части.

Пример использования данного приема приведем на материале рассказа Н. Носова «Заплатка».

Целъ: учить выделять элементы сюжета в рассказе и составлять план текста с опорой на элементы сюжета.

При работе над составлением плана задача учителя — организовать последовательное выделение частей текста в соответствии с их сюжетной функцией и направить детей на осмысление главного в каждой части. Названия обсуждаются коллективно, из многих вариантов выбирается тот, который наиболее точно отражает смысл фрагмента.

«Как называется первая часть рассказа? Прочитайте вступление к рассказу Н. Носова «Заплатка» и дайте название, которое отражает содержание этой части». «Найдите событие, из-за которого происходят все дальнейшие действия. Прочитайте завязку. Как вы назовете этот пункт плана?» «Как называется следующая часть сюжета? (развитие действия) Можно ли передать развитие действия с помощью одного заголовка? Что сделал Бобка, когда порвал штаны? Прочитайте, как он просил маму зашить их. Как назовем эту часть? Сейчас мы будем читать рассказ дальше, когда вам покажется, что следующая часть закончилась, поднимите руку. Выделите главное событие в этой части и дайте название пункту плана. Прочитайте следующий абзац. Как вы думаете, почему автор выделяет в отдельный абзац такое короткое предложение, важно ли для развития действия, что Бобке стало стыдно? Нужно ли отразить это в плане? Бобка два раза пришивал заплатку, подумайте, нужно ли отметить это в плане?» «Действие завязалось, когда Бобка порвал штаны, когда же оно развяжется? Прочитайте развязку, назовите этот пункт плана».

«Прочитайте заключение, что самое главное в этой части?»

В результате работы получается следующий план рассказа.

Вступление

1. У Бобки замечательные штаны

Завязка

2. Бобка порвал штаны

Развитие действия

3. Мама отказалась зашивать штаны

4. Ребята смеются над Бобкой

5. Бобке стало стыдно

6. Бобка решил сам пришить заплатку

7. Работа не удалась

8. Бобка стал переделывать свою работу

Развязка

9. Бобка пришил заплатку

Заключение

10. Бобке понравилось трудиться

После составления плана обязательно должны прозвучать обобщающие вопросы: «Прочитайте план и подумайте, о чем рассказал нам автор, только ли о том, как пришивалась заплатка? Что произошло с Боб-кой на протяжении рассказа? Удалось ли ему стать похожим на солдата? Какие качества характера, присущие солдату, проявил Бобка?»

Логический план (выделение логически законченных эпизодов текста). Работа над составлением данного вида плана имеет смысл при подготовке к различным видам пересказа, либо к творческим видам работ: составлению диафильма или киносценария.

Логический план может принимать форму картинного плана. Составление картинного плана — эффективный прием работы в I классе, когда детям сложно вычленить главное в эпизоде, подобрать слова, чтобы наиболее точно озаглавить часть. Однако необходимость учить воспринимать произведение как целое, запоминать последовательность событий, развивать речь, пересказывая достаточно простые и короткие тексты, существует. Картинный план может помочь в решении этих задач.

Работу можно организовывать по-разному, постепенно усложняя задания. На первом этапе можно предложить детям соотнести готовый картинный план с текстом произведения: «Художник нарисовал иллюстрации к рассказу, но они помещены на одной странице. Давайте попробуем, пользуясь иллюстрациями, составить детскую книжку с картинками. Для этого нужно распределить текст рассказа по страницам книги и, если это будет необходимо, добавить или изменить иллюстрации». Затем предложить составить план, используя готовые картинки, лишь выстраивая их в определенной последовательности. В этом случае детям не нужно делить текст на части, а необходимо лишь восстановить последовательность событий. Усложнить задание можно, добавив лишние или исключив необходимые для плана иллюстрации. И наконец, как вариант домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно составить картинный план, нарисовав иллюстрации.

Е. Лебедева



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
агентство переводов Предоставляем перевод в любом желаемом формате. При расчете стоимости наличие пустот, схем, рисунков и пр. не оплачивается. Доплата за срочность – отсутствует.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005