Методические материалы, статьи

Композиционный анализ. Часть 6.

Сопоставительный анализ произведений (или элементов одного произведения). Эффективность данного приема в большей мере зависит от подбора литературного материала для сравнения: насколько ярки и значимы художественные элементы в произведении, насколько контрастны выбранные тексты. Сопоставление стихотворений допускает организацию анализа на одном уроке с первичным восприятием произведений. Сопоставительный анализ прозаических текстов предполагает, что хотя бы одно из сравниваемых произведений изучалось детьми ранее.

Основаниями для сравнения могут послужить жанр, сюжет, форма повествования, такие элементы композиции, как пейзаж, портрет, описание.

Приведем пример организации сопоставительного анализа.

Цель: показать, что пейзаж в литературном произведении выполняет определенную функцию: помогает проникнуть в эмоциональную атмосферу произведения.

Для работы были выбраны пейзажи в сказках С. Козлова «Если меня совсем нет» и «Разрешите с вами посумерничать». Специфика выбранных текстов такова, что это произведения одного жанра, написанные одним автором, в них действуют одни и те же герои. Предмет описания в обоих случаях совпадает — это месяц. Но пейзажи несут разную эмоциональную окраску, производят различное впечатление. Так автор позволяет читателям проникнуть во внутренний мир героя, с чьей точки зрения дается описание.

«Прочитайте конец сказки "Разрешите с вами посумерничать". Есть ли в сказке "Если меня совсем нет", похожий эпизод? Найдите и прочитайте его». Эти задания позволят детям самостоятельно выделить изучаемый композиционный элемент из текста произведения. Следующим этапом работы будет выделение общего: «Опишите, какие пейзажи видят Ежик с Медвежонком в первой сказке и во второй. Похожи ли они?» Вопросы: «А в какой сказочный вечер вам захотелось бы попасть? Почему?» — сформулированы таким образом, чтобы, обращаясь к эмоциональному опыту ребенка, дать ему почувствовать разницу в восприятии каждого пейзажа. Пока ребенок анализирует не текст, а свои собственные впечатления, вызванные чтением, на интуитивном уровне понимает, что пейзажи различны. Сложнее показать детям, в чем это различие, использование автором каких средств дало такой результат. Для того чтобы ответить на вопрос «Как автор добивается того, что один и тот же пейзаж производит на нас разное впечатление?», необходимо обратиться к текстам, используя уже знакомые вам приемы стилистического анализа. Далее необходимо раскрыть функцию пейзажа: «А как получилось, что автор описывает одну и ту же картину природы столь по-разному? Чьими глазами он видит осенний вечер? Одинаково ли настроение Медвежонка в первой и второй сказке? Какие чувства переживает Медвежонок в сказке "Разрешите с вами посумерничать"? Сравните чувства Медвежонка с чувствами, которые возникли у вас, когда вы представляли себе осенний вечер и месяц, описанные в тексте. Можно ли сказать, что описание месяца помогло нам лучше понять героя? А помогает ли нам так же описание природы в сказке "Если меня совсем нет?"? На этапе обобщения важно закрепить в детском сознании представление о рассмотренной функции пейзажа: «Чем важны пейзажи и описания в литературном произведении? Как они могут помочь внимательному и вдумчивому читателю?»

Е. Лебедева



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Аквадистиллятор (дистиллятор) 4L (BL9803) нержавеющая сталь, металлический носик оставлять прибор включенным в сеть без присмотра. А также устранять неполадки при включенном в сеть дистилляторе. включать в сеть дистиллятор сразу после мойки, с влажным корпусом.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005