Критерии и уровни речевого развития младшего школьника. Часть 1.
Литературное творчество как одно из направлений литературного развития школьников предполагает создание ребенком письменных и устных сочинений разных жанров. В сочинении ребенка проявляется уровень владения им речью как средством самовыражения, общения, познания. Таким: образом, уровень речевого развития ребенка выступает одним из показателей его литературного развития.
С точки зрения лингвистики, текст — отнюдь не любая последовательность предложений на определенную тему. Текст — это целостная система, отражающая единство содержательной, структурной и языковой сторон. Системообразующим звеном этой системы является авторский замысел, поэтому все элементы текста рассматриваются с точки зрения подчиненности авторскому замыслу, т.е. тому, насколько успешно этот замысел реализован через содержание, композицию и речевое оформление сочинения.
При оценке содержания работы учитывается наличие авторского замысла, его оригинальность, последовательность его воплощения, содержательность речи, т.е. создание у адресата адекватного замыслу представления о предмете речи.
При оценке композиции учитывается соответствие структуры текста авторскому замыслу и избранному типу речи, целостность, наличие или отсутствие отклонений от замысла, логичность речи.
При оценке речевого оформления — наличие и оригинальность словесного образа, раскрывающего авторский замысел, богатство, выразительность и эмоциональность речи, адекватность используемых изобразительно-выразительных средств замыслу, стилевое единство текста.
Наличие речевых ошибок и недочетов, безусловно, учитывается при определении уровня речевого развития, но не является основным показателем. Для того чтобы судить о продвижении ребенка в речевом развитии, необходимо отмечать его успехи, видеть то новое, что появляется в его речи. Наличие речевых недочетов и ошибок часто бывает связано как раз с попыткой создать словесный образ, поэтому каждая ошибка требует вдумчивой оценки учителя.
Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня речевого развития:
1) уровень отсутствия замысла;
2) уровень формального воспроизведения замысла;
3) уровень частичной реализации замысла;
4) уровень образной реализации замысла.
Уровень отсутствия замысла. Содержание сочинений детей, находящихся на данном уровне, или повторяет формулировку задания, или представляет собой перечисление действий, совершаемых персонажами. Дети не могут выстроить сюжет; герои безлики, у них нет характера. Работы этого уровня часто нельзя назвать текстом: они представляют собой набор предложений. Связность текста, предполагающая наличие смысловых и грамматических связей между предложениями, а также цельность как соподчиненность всех сторон текста авторскому замыслу, отсутствуют. Дети не делят свое сочинение на части. Речь бедная, невыразительная, неэмоциональная. Типичные речевые ошибки: нарушение границ предложения, многократные неоправданные повторы. Часто встречаются грамматические ошибки.
Уровень формального воплощения замысла. В содержании сочинения авторский замысел прослеживается, как правило, с отдельными отклонениями в его логической организации. Чаще всего замысел не является оригинальным: он максимально приближен к заданию, однако могут встречаться и отдельные оригинальные детали замысла. Так, например, немалая часть детей этого уровня речевого развития совершают попытку встать на позицию одного из персонажей и написать сочинение от его имени, но не сохраняют эту позицию до конца, сбиваясь на повествование от третьего лица, вследствие чего образ остается формальным.