Лекционно-семинарская форма обучения биологии. Часть 3.
Семинар — организационная форма занятий, в ходе которого учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам биологической информации и коллективно обсуждают результаты своей работы. Семинар (от лат. — semiario) буквально означает «рассадник знаний» — форма совместной учебно-познавательной деятельности, способствующая лучшему усвоению биологического содержания, формированию мировоззренческих идей и убеждений, проявление индивидуальных способностей, потребностей и интересов.
Для оптимальной организации семинарского занятия учителю важно иметь представление об их классификации. В методике биологии по этому вопросу единой позиции нет. Чаще виды семинаров выражаются в номенклатуре.
Семинары по дидактической цели предполагают организацию усвоения содержания биологического материала на разных уровнях — репродуктивного повторения и контроля, анализа содержания нового материала, его систематизации и обобщения. При проведении таких семинаров необходимо тщательно продумывать систему вопросов по смыслу, приводить новые сведения и факты, демонстрировать наглядные средства с использованием информационных технологий для активизации мыслительной деятельности школьников.
Из семинаров по способу общения чаще используется семинар-беседа. Биологический материал в этом случае актуализируется, анализируется, повторяется и закрепляется на основе использования разных видов бесед — репродуктивной, поисковой, систематизирующей и обобщающей. В этом случае реализуется преимущественно фронтальная форма общения между партнерами разного уровня информированности — учащимися и учителем. Семинары типа дискуссии и диспута организуются как процесс диалогического общения. При этом с разных точек зрения обсуждаются и разрешаются теоретические вопросы. Общение учащихся строится как между партнерами, имеющими равную степень биологической информированности, что раскрывает интеллектуальные возможности школьников и повышает продуктивность общения. Семинар-защита реферата и конференция позволяют в большей степени реализовать индивидуальные коммуникативные способности учащихся, ибо необходимо подготовить реферат или доклад и выразить кратко их содержание в публичном выступлении. Однако и другие участники семинара получают возможность для общения и повышения уровня знаний. Одни из них могут выступать как оппоненты и рецензенты, другие как рядовые участники, задавая вопросы, включаясь в разговор на любом этапе, высказывая собственное мнение и оценки, дополняя основных выступающих, оппонентов и рецензентов. Семинар «круглый стол» реализует в большей степени коллективное общение. При этом каждый участник получает равное право на интеллектуальную активность, в то же время отвечает за конкретный участок работы и принимает участие в коллективной выработке решений.
На семинаре с индивидуальной работой каждый учащийся ставит перед собой учебную задачу по теме, решает ее самостоятельно и отчитывается персонально.
Семинары по виду деятельности особенно актуальны при изучении элективных курсов. Семинар-исследование ориентирован на поиск нового биологического знания индивидуально или в группах. Для этого учащиеся используют различные источники информации, а самое главное, методы ее анализа и преобразования в новое качество — логическую схему, текстовую таблицу, опорный конспект и др.