Методические материалы, статьи

Лекционно-семинарская форма обучения биологии. Часть 3.

Семинар — организационная форма занятий, в ходе которого учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам биологической информации и коллективно обсуждают результаты своей работы. Семинар (от лат. — semiario) буквально означает «рассадник знаний» — форма совместной учебно-познавательной деятельности, способствующая лучшему усвоению биологического содержания, формированию мировоззренческих идей и убеждений, проявление индивидуальных способностей, потребностей и интересов.

Для оптимальной организации семинарского занятия учителю важно иметь представление об их классификации. В методике биологии по этому вопросу единой позиции нет. Чаще виды семинаров выражаются в номенклатуре.

Семинары по дидактической цели предполагают организацию усвоения содержания биологического материала на разных уровнях — репродуктивного повторения и контроля, анализа содержания нового материала, его систематизации и обобщения. При проведении таких семинаров необходимо тщательно продумывать систему вопросов по смыслу, приводить новые сведения и факты, демонстрировать наглядные средства с использованием информационных технологий для активизации мыслительной деятельности школьников.

Из семинаров по способу общения чаще используется семинар-беседа. Биологический материал в этом случае актуализируется, анализируется, повторяется и закрепляется на основе использования разных видов бесед — репродуктивной, поисковой, систематизирующей и обобщающей. В этом случае реализуется преимущественно фронтальная форма общения между партнерами разного уровня информированности — учащимися и учителем. Семинары типа дискуссии и диспута организуются как процесс диалогического общения. При этом с разных точек зрения обсуждаются и разрешаются теоретические вопросы. Общение учащихся строится как между партнерами, имеющими равную степень биологической информированности, что раскрывает интеллектуальные возможности школьников и повышает продуктивность общения. Семинар-защита реферата и конференция позволяют в большей степени реализовать индивидуальные коммуникативные способности учащихся, ибо необходимо подготовить реферат или доклад и выразить кратко их содержание в публичном выступлении. Однако и другие участники семинара получают возможность для общения и повышения уровня знаний. Одни из них могут выступать как оппоненты и рецензенты, другие как рядовые участники, задавая вопросы, включаясь в разговор на любом этапе, высказывая собственное мнение и оценки, дополняя основных выступающих, оппонентов и рецензентов. Семинар «круглый стол» реализует в большей степени коллективное общение. При этом каждый участник получает равное право на интеллектуальную активность, в то же время отвечает за конкретный участок работы и принимает участие в коллективной выработке решений.

На семинаре с индивидуальной работой каждый учащийся ставит перед собой учебную задачу по теме, решает ее самостоятельно и отчитывается персонально.

Семинары по виду деятельности особенно актуальны при изучении элективных курсов. Семинар-исследование ориентирован на поиск нового биологического знания индивидуально или в группах. Для этого учащиеся используют различные источники информации, а самое главное, методы ее анализа и преобразования в новое качество — логическую схему, текстовую таблицу, опорный конспект и др.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005