Лекционно-семинарская форма обучения биологии. Часть 4.
Семинар-игра позволяет создать учащимся ситуацию выбора и принятия решения, на этом семинаре воспроизводятся условия, близкие к реальным. В игре соединяется конкретное событие или явление, подлежащее моделированию, допускается отнесение игрового времени к любому периоду — настоящему, прошедшему и будущему. В игре соединяется теория и практика, что стимулирует интерес к биологии и вызывает положительные эмоции. Семинар-проектирование предполагает разработку в группах проекта — постепенно усложняющегося практического задания, представляемого в итоге как текст или план преобразования какого-либо биологического объекта. В основе выполнения проекта лежит познавательная, коммуникативная и ценностно-ориентационная деятельность учащихся. Учитель биологии, помогая формулировать тему и задачи проекта, только очерчивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Большую часть работы предстоит сделать самим учащимся — собрать информацию, проанализировать ее, наметить промежуточные задачи, искать пути и методы их решения, оформить, представить и защитить проект. При обучении биологии лучше предлагать к выполнению проекты по доминирующему признаку — исследовательские, творческие, информационные и практические. Они могут быть микропроектами и одновременно одно- и межпредметными.
Примерная тематика семинаров может быть следующей: 8 кл. — «Органы и система органов человека» (повторительно-обобщающий), «Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на потомство» (исследование), «Санитарно-гигиенические знания — основа сохранения здоровья и организации быта» (обобщающий); 9 кл. — «Строение и функции клетки» (контрольно-обобщающий), «Генетическое биоразнообразие в природе и хозяйстве» (семинар-беседа), «Ценность биоразнообразия в устойчивом развитии природы» (ролевая игра), «Ноосфера — будущее человечества» (проектирование); 10 кл. — «Этические проблемы генной инженерии» (дискуссия), «Методологическое значение эволюционной теории» (конференция); 11 кл. — «Селекция микроорганизмов, грибов, растений и животных» (групповая работа), «Влияние деятельности человека на биосферу» («круглый стол»).
Для проведения семинара необходима соответствующая подготовка учителя и учащихся. Учителю важно выбрать тему, включить ее в календарный и тематический планы, сформулировать задачи, подобрать литературу, распределить задания, организовать консультации, выбрать методы и наглядные средства и, наконец, составить план проведения семинара. Учащимся необходимо прочитать вопросы к семинару, изучить литературу, сделать записи, составить план ответов, при необходимости получить консультации учителя.
При проведении семинара учителю следует соблюдать определенные правила, в частности, добиваться, чтобы каждый учащийся активно участвовал в семинаре, высказывал свою позицию по существу, не прерывать его выступление вопросами и комментариями, давать оценку ответам в конце, обращая внимание на их полноту и правильность, логичность изложения материала и умение формулировать аргументированные выводы.
См. также: