Лингвистические основы обучения РКИ. Часть 2.
Взаимосвязь системных и функциональных аспектов языка позволяет обосновывать целостный системно-функциональный подход к его описанию и преподаванию. В педагогической практике также существует возможность обучения либо системе языка — теоретические курсы для филологов, либо его функционированию — отдельные виды краткосрочных курсов, не предусматривающих осознания языковых явлений учащимися и последующей их систематизации. В большинстве случаев системность и функциональность (коммуникативность) сосуществуют в курсе обучения.
Описание языка в учебных целях тесно связано с процессом отбора учебного материала, в котором выделяют два этапа: определение единиц отбора и составление языкового минимума. Единицами отбора материала при обучении языку как системе являются элементы разных уровней языка (фонемы, морфемы, лексемы и т. д.), а при обучении его функционированию — коммуникативные (речевые) единицы, которые представляют собой самостоятельное высказывание — предложение либо текст. Предложение как единица обучения доминирует на начальном этапе, а текст — на продвинутом.
Речевую единицу на уровне предложения в методической литературе называют речевым образцом, или моделью, так как она служит эталоном для создания большого количества сходных по структуре и содержанию предложений. Методическая ценность речевой единицы в том, что в ней связь всех уровней языка — грамматического, лексического, фонетического — реализуется в простом речевом действии, естественном для языка как средства общения и мышления, поэтому на основе речевого образца возможно обучение разным аспектам языка: и лексике, и грамматике, и фонетике.
Выделение речевых образцов осуществляется при помощи лингвистического метода моделирования. Этот метод используется и при выделении типовых речевых образцов не только на уровне предложения, но и на уровне связного текста.
При создании языковых минимумов для разных вариантов обучения русскому языку используются методы лингвостатистики. Отбор языкового материала осуществляется на основе лингвистических принципов:
- частотности, употребительности языковых единиц;
- сочетаемости слов;
- словообразовательной ценности;
- многозначности;
- стилистической неограниченности;
- строевой способности.
Важнейший среди них — принцип частотности, употребительности языковых единиц. Именно принцип частотности положен в основе учебных словарей, разработанных в секторе учебной лексикографии Института русского языка им. А. С. Пушкина.
Знание лингвистики помогает не только при определении содержания обучения русскому языку, но и при выборе технологии обучения. Конкретные приемы обучения зависят от специфики явлений языка:
- приемы постановки звуков — от специфики этих звуков;
- приемы семантизации слов — от особенностей формы, значения и употребления этих слов, а также от отношений с другими словами, в которые вступает данное слово в рамках лексической системы;
- индуктивный или дедуктивный способ введения грамматического материала — от специфики изучаемых грамматических явлений. Таким образом, преподаватель русского языка как иностранного, чтобы обеспечить эффективность процесса обучения, должен знать теорию русского языка.