Лингводидактические понятия.
Центральное понятие методики орфографии — орфограмма. Орфограмма — это «точка» применения орфографического правила, ошибкоопасное место в слове, словосочетании, тот знак (буква, пробел, дефис, запятая и т.п.), чей выбор написания соответствует правилам и(или) традиции.
Необходимость записать правильно устное высказывание требует от ребенка понимания того, что в русском языке «не все пишется так, как слышится». Чтобы эффективно вырабатывать это понимание, следует постоянно, на каждом уроке, проводить различение устной и письменной форм речи на основе законов языка. Поиск адекватных способов организации обучения привел к появлению методических понятий орфограмма и пунктограмма.
Орфограмма — это место в слове или между словами, вызывающее затруднение при его написании. Все фонемы в слабых позициях, стык морфем, словоформа с предлогом, выбор между слогами для переноса, между заглавной и строчной буквами — все это орфограммы.
Пунктограмма — это место в синтагме (словосочетании или предложении), где требуется показать интонационную или логическую границу, влияющую на смыслообразование высказывания. Для этой цели существуют знаки препинания, имеющие определенное значение, помогающее уточнить смысл предложения. В связи с этими определениями становится понятно, что явления речи, которые вызывают затруднения у школьников на письме, регулируются сводом правил, установленных в языке, его научной системе.
Термин «орфограмма» вошел в школьную практику в конце 1960-х гг., когда в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, распределенных по хронологии изучения и пронумерованные, а с 1980 г. в учебнике для IV класса включили и само определение орфограммы: «В словах бывают буквы, выбор которых определятся правилом. Например, букву о в слове вода мы пишем по правилу о безударных гласных. Такие буквы называют орфограммами» .
Однако содержание орфограммы не может раскрываться через правило, так как с точки зрения лингвистики и психологии умение находить орфограммы на слух и писать, руководствуясь определенным правилом, совершенно разные процессы.
Понятия орфограмма и пунктограмма позволяют формировать у детей осознанное отношение к сомнительным для написания местам в словах, так как в них соединяются два аспекта обучения: лингвистический и психологический. К лингвистическому аспекту относят «знание» — орфографическое правило, правило пунктуации, к психологическому аспекту относят «умение», т.е. орфографическую/ пунктуационную зоркость, орфографическое / пунктуационное умение, орфографический / пунктуационный навык.
Изучение правил правописания по способу деятельности не отличается от построения грамматического понятия и часто проводится вместе с изучением грамматических тем. Это связано с тем, что в основе многих орфографических правил лежат определенные лингвистические закономерности. Например, изучая правописание окончаний частей речи, необходимо уже знать систему их изменения. Так, зная, как склоняются существительные по 1-му типу склонения, мы отрабатываем правописание безударных падежных окончаний приемом подстановки: существительные страна и земля имеют ударные окончания во всех падежных формах, поэтому, определяя окончание в словоформе о книг.. (е/и?), ставим слово в начальную форму, определяем тип склонения книга (1 скл.), падеж о книг.. (предл.п.), а затем вспоминаем словоформу с ударным окончанием: о стране, о земле, значит, о книге.
В орфограмме выделяют три важнейших признака:
1) опознавательный признак орфограммы;
2) признак, помогающий выбрать нужное правило;
3) признак, определяющий написание.
На первом этапе анализа трудного слова учащиеся определяют опознавательные признаки орфограммы: они всегда «спрятаны» в формулировке, которая состоит из названия звука или части слова и указания места ее в слове (об этом «сигнализируют» предлоги в, перед, после, под, между).
По опознавательному признаку ученик определяет тип орфограммы. В таком случае говорят об умении учащихся обнаруживать (определять, опознавать) орфограмму или о наличии у школьников орфографической зоркости.
На втором, выборочном этапе ученик узнает признаки, помогающие выбрать нужное правило, на третьем, заключительном — использует признаки, определяющие написание. В этом случае методисты говорят о сформированном орфографическом умении.
Систематическая работа над опознавательными признаками «точек» применения пунктуационных правил формирует пунктуационную зоркость, без которой ученик не сможет правильно ставить знаки препинания. Поэтому формированию именно пунктуационной зоркости учитель должен уделить большое внимание в начальной школе. С этой целью систематически проводятся упражнения, цель которых — определить морфологические и синтаксические опознавательные признаки постановки знаков препинания.