Методика изучения географии в VII классе. Раздел о главных особенностях природы Земли. Часть 1.
Введение. Во «Введении» на первом уроке в теме «Что изучают в курсе географии материков и океанов» особое внимание уделяется вопросу об изменении в задачах науки географии в области прогнозирования, рационального использования природы и ее охраны; приводятся примеры отрицательного и положительного характера. Необходимо, чтобы ученики поняли целесообразность рационального использования природы человеком. Затем в беседе по карте устанавливаются различия между понятиями материк и часть света, Старый и Новый свет.
На втором уроке в теме: «Карты материков и океанов» в беседе дается представление о том, что карты разделены на три основные группы: по охвату территории, содержанию, масштабу. Задача состоит в том, чтобы показать учащимся разномасштабность картографического изображения, дать понятие о главном масштабе и о том, как пользоваться масштабом в различных частях карты, показать имеющиеся на картах полушарий области искажений. При этом полезно сравнить изображение Гренландии и Австралии на картах. Гренландия фактически в 4 раза меньше Австралии, а на карте кажется почти одинаковой. Учащиеся приходят к выводу, что точное изображение поверхности земного шара можно увидеть только на глобусе. Необходимо сравнить изображение одной территории на различных картографических проекциях. Для этого можно взять не только Гренландию, но и Северную Америку и Африку и показать искажение этих территорий. Весьма эффективно при этом сравнение градусной сети (параллелей и меридианов) глобуса и карты полушарий. Необходимо показать, что на глобусе все линии меридианов равны по длине, а на карте полушарий — различны. На мировой карте в северной и южной частях искажений больше. Главный масштаб — линия нулевых искажений, расположена на экваторе.
Геологическая история Земли. На уроке о происхождении Земли и основных этапах развития ее природы целесообразно показать длительность ее формирования. Важно также путем объяснительного чтения изучить происхождение названий основных геологических эр в истории Земли.
В зависимости от состава класса методические приемы могут быть различны, но применение приема составления смыслового плана с последующей беседой при изучении основных эр в истории Земли в большинстве случаев окажется эффективным.
На уроке на тему: «Происхождение материков и океанов» вначале изучается вопрос о материковой и океанической коре. Рекомендуется беседа с использованием рисунка из учебника и опорных знаний из курса VI класса. Вспоминаются различия в строении океанической и материковой земной коры. Затем изучаются гипотезы о происхождении материков и океанов. Весь материал следует рассматривать с позиций новой глобальной тектоники литосферных плит. Объясняя, учитель раскрывает основное содержание темы, обращаясь к разным гипотезам происхождения материков и океанов. Предполагается, что поверхность Земли когда-то представляла собой сплошную мантию. Движения вещества в мантии и на ее поверхности привели к образованию участков коры океанического типа. Большинство ученых считают, что она была первичной на нашей планете. Под влиянием конвективных движений вещества в верхней мантии возникли складки и сформировались горные области. В горных складках образовались граниты. Таким образом, толщина коры увеличивалась, и постепенно появились выступы материков. О дальнейшем развитии Земной коры мнения ученых расходятся. Одни считают, что материковые выступы со времени образования остались относительно неизмененными. Другие ученые предполагают, что материки растут в результате превращения океанической коры в материковую. Третьи утверждают, что растут океаны, а края материков погружаются в мантию и, расплавляясь, превращаются в кору океанического типа (гипотеза океанизации).