Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел о главных особенностях природы Земли. Часть 2.

В последнее время широкое распространение получила гипотеза литосферных плит. Согласно этой гипотезы, литосфера (до глубины 70—100 км) состоит из плит — крупных глыб (или блоков). Материк — верхняя, наиболее легкая часть плиты.

В литосфере выделяется 13 плит, из них 6 наиболее крупные. Большинство плит включает как земную кору материков, так и океаническую. Между плитами, как правило, находятся глубокие разломы. Плиты перемещаются по вязкому слою мантии относительно друг друга со скоростью 2-3 см/год. При столкновении плит одна плита надвигается на другую, а край другой плиты погружается. При этом образуются или горные пояса, или глубоководные желоба и островные дуги. Наиболее яркие примеры таких границ плит — Гималаи и Курильский желоб. По разломам поднимается вещество мантии, происходит излияние магмы, образуются новые разломы, горсты, грабены, формируются срединно-океанические хребты. Мантия (1000 км) несет на себе кору (10-20 км) как тонкий лист бумаги, местами разрывая его, местами сжимая в складки. Разломы или рифты, в которых обнаружены потоки тепла из мантии, существуют и на материках (Байкальский, Восточно-Африканский, Северо-Американский системы рифтов). В результате раздвижения плит литосферы произошло образование океанических впадин. В местах расхождения и столкновения литосферных плит находятся подвижные области Земли с вулканами и землетрясениями. Сейсмические и вулканические пояса совпадают с рифтами Земной коры на суше, срединно-океаническими хребтами и глубоководными желобами.

Гипотеза литосферных плит объясняет развитие материков и океанов. Ядра материков — древнейшие, устойчивые участки Земной коры — плиты. Древние до-кембрийские платформы и материки представляют собой лишь самую верхнюю часть литосферных плит. В местах столкновения литосферных плит образовались подвижные области — горные сооружения. Вокруг платформ наращивались горные пояса. На границе плит образовались крупные месторождения рудных полезных ископаемых магматического происхождения.

Литосфера и рельеф Земли. Второй урок в теме — «Литосфера и рельеф Земли» — начинается беседой с использованием физической карты полушарий о выяснении понятия «Основные формы рельефа Земли». Что такое рельеф Земли? Ученики дают ответ на базе знаний начального курса: это совокупность неровностей поверхности Земли. Он объединяет естественные формы неровностей различных размеров и происхождения. Объяснения сопровождаются «путешествием» по физической карте полушарий. Основные и самые крупные формы рельефа Земли — это материки и океанические впадины. Уже в их пределах выделяют равнины и горы, это следующая по размеру и происхождению группа форм рельефа. На знакомом учащимся примере равнин (Какие равнины вы знаете? Где они находятся?) устанавливается связь ее тектонического строения, истории ее образования и современного облика.

Горные системы образуются в подвижных областях, на стыках литосферных плит вследствие горизонтальных и вертикальных движений земной коры. Например, при схождении двух плит в кайнозойское время (альпийская складчатость) образовались Гималаи. Далее рассматривается причина образования горных систем и их этапы развития (от активного роста до эпох выравнивания и обновления — сводово-глыбовых поднятий). Приводятся примеры гор, принадлежащих к разным этапам тектонической активизации и складкообразования: байкальской, каледонской, герцинской, мезозойской и кайнозойской. Для закрепления знаний необходимо нанести горные системы на контурную карту, выделив разновозрастные области тектонической активизации.

В ходе беседы учащиеся должны понять закономерность, что рельеф — это результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил, и сформулировать новое более полное определение гор. В истории нашей планеты рельеф становится все более сложным: рельеф — это совокупность неровностей поверхности Земли, образовавшихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов, при ведущей роли первых.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Просмотреть предложение Чашечная поилка для цыплят, перепелов, утят (с шариком) достаточный объём загрузочного бака – 5 литров. Вакуумная поилка для любой домашней птицы на 5 литров – незаменимый помощник каждого птицевода. Изделие выполнено надёжно и обладает длительным сроком службы.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005