Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 1.

Изучение природы материков выполняется в соответствии с типовым планом их характеристики.

Физико-географическое положение материка изучается методом беседы учителя и практическими работами по карте с привлечением навыков учащихся ориентирования и умения определять широту и долготу на карте.

По физической карте полушарий и физической карте первого изучаемого материка — Африки выясняется его географическое положение, его положение по отношению к экватору, тропикам и начальному меридиану. Делается вывод, что Африка находится в Северном и Южном полушариях и почти по середине пересекается экватором, большая часть ее расположена восточнее начального меридиана. Далее по карте определяются географические координаты (широта и долгота) крайних точек и устанавливается географическое положение Африки и положение по отношению к другим материкам и океанам. Географическое положение в основном в экваториальных и тропических поясах определяет главную особенность природы Африки — самый жаркий материк на Земле. Затем дается типовой план описания материка. Такой план характеристики учащиеся должны усвоить и применить его самостоятельно при изучении других материков.

Линейные размеры и площадь материка Африка приводятся в учебнике или даются учителем. Однако для получения представлений о таких глобальных размерах проводятся практические работы по определению широты и долготы своего населенного пункта, расстояний до ближайшего города, моря и т.п. При описании очертаний учащиеся должны правильно указывать на карте окраинные моря, заливы, проливы, течения, острова и полуострова и иметь представления об очертаниях морских берегов. Такую работу для лучшего усвоения целесообразнее проводить в виде «путешествия по карте», последовательно рассматривая одно море за другим, учитывая требования программы по знанию номенклатуры.

Учитель показывает моря на стенной карте, а учащиеся находят их на карте в атласе и надписывают названия на контурной карте, обозначая в них заливы, проливы, острова и полуострова. Умения давать описания морей по типовому плану в VII классе закрепляются упражнениями в классе и дополняются характеристикой береговой линии. Для формирования представлений о типах морских берегов рассматриваются диапозитивы, фотографии или картины (например, общий вид фьорда, маршевые берега и т.п.). По ним проводятся сопоставления типов берегов. Организуются устные «путешествия по морям», когда учащимся дается задание установить, как можно «проехать» из одного города в другой (например, из Санкт-Петербурга во Владивосток).

При изучении истории исследований целесообразно показать цели и задачи, которые ставили перед собой иностранные путешественники, и роль русских в исследовании Северной Америки, Африки и других материков. Подробности путешествий обычно вызывают значительный интерес у школьников, и это необходимо использовать. Например, о Н. Н. Миклухо-Маклае и его жизни в Новой Гвинее, о Н. М. Пржевальском и его исследованиях в Центральной Азии и др.

Изучение рельефа и геологического строения. Учащиеся должны знать общие черты рельефа Земли и отдельных материков и понимать историю формирования рельефа материка. Уметь правильно показать на карте указанные в программе низменности, плоскогорья и горы, вулканы и вершины гор и дать характеристику особенностей рельефа по физической и тектонической картам каждой области материка, также иметь представления о внешнем облике важнейших гор и равнин. Важно, чтобы учащиеся поняли, что рельеф образовался в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов, при ведущей роли первых, а особенности морфоструктуры (рельефа) материков отражают особенности строения геоструктурного основания и историю тектонического развития.

Д. Финаров



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
купить смеситель для кухни в москве Широкий ассортимент смесителей и аксессуаров. Доставка товара, услуги монтажа смесителей. г. Москва Симферопольский Бульвар,11 Москворецкий рынок павильон А0150; 0152.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005