Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 1.
Изучение природы материков выполняется в соответствии с типовым планом их характеристики.
Физико-географическое положение материка изучается методом беседы учителя и практическими работами по карте с привлечением навыков учащихся ориентирования и умения определять широту и долготу на карте.
По физической карте полушарий и физической карте первого изучаемого материка — Африки выясняется его географическое положение, его положение по отношению к экватору, тропикам и начальному меридиану. Делается вывод, что Африка находится в Северном и Южном полушариях и почти по середине пересекается экватором, большая часть ее расположена восточнее начального меридиана. Далее по карте определяются географические координаты (широта и долгота) крайних точек и устанавливается географическое положение Африки и положение по отношению к другим материкам и океанам. Географическое положение в основном в экваториальных и тропических поясах определяет главную особенность природы Африки — самый жаркий материк на Земле. Затем дается типовой план описания материка. Такой план характеристики учащиеся должны усвоить и применить его самостоятельно при изучении других материков.
Линейные размеры и площадь материка Африка приводятся в учебнике или даются учителем. Однако для получения представлений о таких глобальных размерах проводятся практические работы по определению широты и долготы своего населенного пункта, расстояний до ближайшего города, моря и т.п. При описании очертаний учащиеся должны правильно указывать на карте окраинные моря, заливы, проливы, течения, острова и полуострова и иметь представления об очертаниях морских берегов. Такую работу для лучшего усвоения целесообразнее проводить в виде «путешествия по карте», последовательно рассматривая одно море за другим, учитывая требования программы по знанию номенклатуры.
Учитель показывает моря на стенной карте, а учащиеся находят их на карте в атласе и надписывают названия на контурной карте, обозначая в них заливы, проливы, острова и полуострова. Умения давать описания морей по типовому плану в VII классе закрепляются упражнениями в классе и дополняются характеристикой береговой линии. Для формирования представлений о типах морских берегов рассматриваются диапозитивы, фотографии или картины (например, общий вид фьорда, маршевые берега и т.п.). По ним проводятся сопоставления типов берегов. Организуются устные «путешествия по морям», когда учащимся дается задание установить, как можно «проехать» из одного города в другой (например, из Санкт-Петербурга во Владивосток).
При изучении истории исследований целесообразно показать цели и задачи, которые ставили перед собой иностранные путешественники, и роль русских в исследовании Северной Америки, Африки и других материков. Подробности путешествий обычно вызывают значительный интерес у школьников, и это необходимо использовать. Например, о Н. Н. Миклухо-Маклае и его жизни в Новой Гвинее, о Н. М. Пржевальском и его исследованиях в Центральной Азии и др.
Изучение рельефа и геологического строения. Учащиеся должны знать общие черты рельефа Земли и отдельных материков и понимать историю формирования рельефа материка. Уметь правильно показать на карте указанные в программе низменности, плоскогорья и горы, вулканы и вершины гор и дать характеристику особенностей рельефа по физической и тектонической картам каждой области материка, также иметь представления о внешнем облике важнейших гор и равнин. Важно, чтобы учащиеся поняли, что рельеф образовался в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов, при ведущей роли первых, а особенности морфоструктуры (рельефа) материков отражают особенности строения геоструктурного основания и историю тектонического развития.