Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 2.
Выделяются следующие этапы изучения рельефа материка:
1. Установление происхождения материка (времени обособления и приобретения очертаний, близких к современным) на основе имеющихся знаний из I раздела, где этот вопрос уже изучался.
2. Установление преобладающих форм рельефа по высоте (равнин и гор).
3. Установление происхождения основных форм рельефа путем сопоставления физической и тектонической карт.
В первую очередь рассматривается общий характер рельефа материка и преобладающие высоты, а затем типичные формы рельефа и их распределение на территории материка; материк сравнивается по характеру поверхности с другими. После этого восстанавливается история формирования рельефа материка путем изучения геологического строения основных структур современного рельефа. Для этого используются карты из учебника (тектоническая и физическая). Далее устанавливаются основные орографические области и отмечаются их особенности (горы, равнины и т.п.). На основе анализа карт учитель объясняет происхождение рельефа (например, складчатых и сбросовых гор Африки и др.).
Анализ происхождения рельефа целесообразно сопровождать демонстрацией картин и иллюстраций учебника. Характеристику всех форм рельефа на уроке дать невозможно в связи с недостатком времени. Поэтому следует отбирать самые типичные формы рельефа. Например, в Восточной Африке преобладают плоскогорья — Восточно-Африканское плоскогорье и зона Восточно-Африканского разлома, богатая полезными ископаемыми. В Европе большое внимание следует уделить самым молодым горным сооружениям — Альпам.
В последнее время очень большое влияние на изменения рельефа оказывает человек. Этот вопрос нельзя оставить без внимания. Например, в Африке большое гидротехническое строительство Асуанской плотины привело к уменьшению твердого стока, основного материала, из которого сформировалась дельта р. Нила. Дефицит твердого стока привел к интенсивному размыву берегов дельты Нила. Также резко ухудшились условия жизни ценных видов рыб: уменьшилась кормовая база в районе дельты Нила из-за уменьшения твердого стока. Такие последствия вызывают необходимость проведения природоохранных мероприятий по снижению отрицательного влияния гидроузла.
Практические работы во время изучения рельефа: работы с контурной картой (раскраска гор и равнин, нанесение их на карту). Типовые планы описания гор и равнин известны из VI класса, но необходимо ввести вопросы, помогающие раскрыть новый материал.
План характеристики гор по карте
1. Название.
2. Местоположение.
3. Протяженность в градусах и километрах.
4. Преобладающие и наибольшие высоты.
5. Происхождение и строение.
6. Преобладающие формы рельефа.
7. Высшие точки — вершины (их географические координаты).
Весьма полезны сравнения различных гор по этим признакам.
Большое значение имеет методика изучения полезных ископаемых. Учитель сначала перечисляет важнейшие виды полезных ископаемых. Затем показывает образцы полезных ископаемых и пород, вмещающих руду, и рассказывает, в каких отраслях промышленности они применяются и что из них получают. Далее необходимо установить закономерности размещения и происхождения полезных ископаемых, затем нанести на контурные карты месторождения и сравнить группы полезных ископаемых разных материков.
Изучение климата должно быть направлено на то, чтобы учащиеся понимали, какие факторы определяют климат любого материка, какие из них совпадают и какие характерны для данного материка. Учащиеся должны уметь показывать на карте климатические пояса и области, понимать причины, обуславливающие особые типы зимней и летней погоды.
В самом начале изучения климата в I разделе было выяснено общее понятие о климате, установлено влияние на климат широтного положения материка, окружающих океанов и течений, рельефа материка и определено, какие воздушные массы господствуют по сезонам года.