Методические материалы, статьи

Методическая деятельность учителя. Часть 1.

В задачи учителя входит не только организация учебного процесса на уроке по русскому языку, но и обеспечение усвоения учениками учебного материала, предложенного на уроке. В связи с этим успешная работа учителя непосредственно зависит от тех компонентов методической системы, которую он для этого избирает или создает самостоятельно, т.е. от его грамотной методической деятельности.

Учитель обязан и имеет возможность вести индивидуальную методическую работу, непосредственно связанную с его собственной подготовкой к урокам русского языка и литературы, и одновременно он включен в совместную (коллективную) работу учителей-коллег методического объединения начальной школы (района, округа, города, поселка и т.п.). Именно поэтому современные педагогические концепции в методическую работу предметника включают также согласование понятий, ценностей учителей одного педагогического коллектива, разработку единой педагогической позиции, сохранение и поддержку разумных инициатив.

Организационная, педагогическая поддержка экспериментальной и исследовательской деятельности педагогов, создание условий для зарождения и постоянного использования ценного педагогического опыта, способствование формированию творческой среды конкретного методического объединения школы — это задачи администрации школы (или других педагогических инфраструктур), так же как и организация и стимулирование творческой деятельности педагогов. Профессиональный рост, расширение собственного кругозора, совершенствование собственных методик обучения — обязанность самого учителя.

Смена приоритетов в обучении, произошедшая в последние годы XX в., — от знаний к способам их получения, от эмпирического типа мышления к теоретическому — влечет за собой и новые подходы к организации методической работы учителя.

Традиционный урок предполагает односторонний процесс передачи информации от учителя к ученику, контроль за усвоением этой информации со стороны учителя. Авторитарность такой традиции, когда слово учителя — единственный критерий оценки учебной деятельности, была потеснена педагогикой «сотрудничества», выросшей на почве развивающего обучения. Именно педагоги, декларировавшие сотрудничество учителя и ученика на уроке, демонстрировавшие отношение к ученику не как к объекту учения, а как к субъекту, открыли путь идее коммуникативно-деятельностного подхода в обучении.

В рамках этого подхода разрабатывается и технология подготовки учителя к уроку, технология его индивидуальной методической деятельности. Другими словами, мы должны четко представлять себе, как организована деятельность учителя, из каких компонентов состоит, какие действия и в каком порядке он должен совершать, чтобы эти действия соответствовали поставленным целям и давали предполагаемый результат.

С начала 1980-х гг. появилась тенденция, а в последнее десятилетие уже укрепилась традиция рассматривать урок как акт деятельности обучения.

Это связано прежде всего с тем, что любую сферу человеческих отношений можно представить как производство. Педагогическая сфера не исключение, так как учитель имеет дело с определенным материалом — знаниями, умениями и навыками ребенка и путем воздействия на этот материал своими профессиональными средствами получает продукт — новые (измененные) знания, умения и навыки ученика.

Понятие акта деятельности может быть использовано учителем для точного представления всех компонентов своей профессиональной деятельности, их иерархии, связей и отношений. Это также дает возможность совершенствовать свое педагогическое производство; более того, акт деятельности становится эффективным методическим средством, если освоен не только учителем, но и учеником.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Международная научно-практическая конференция Один процесс – это само исследование. Второй процесс – превращение исследовательского результата в коллективизированный продукт. При этом в процессе трансляции результата в большой социум научная конференция играет важнейшую роль.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005