Методическая деятельность учителя. Часть 1.
В задачи учителя входит не только организация учебного процесса на уроке по русскому языку, но и обеспечение усвоения учениками учебного материала, предложенного на уроке. В связи с этим успешная работа учителя непосредственно зависит от тех компонентов методической системы, которую он для этого избирает или создает самостоятельно, т.е. от его грамотной методической деятельности.
Учитель обязан и имеет возможность вести индивидуальную методическую работу, непосредственно связанную с его собственной подготовкой к урокам русского языка и литературы, и одновременно он включен в совместную (коллективную) работу учителей-коллег методического объединения начальной школы (района, округа, города, поселка и т.п.). Именно поэтому современные педагогические концепции в методическую работу предметника включают также согласование понятий, ценностей учителей одного педагогического коллектива, разработку единой педагогической позиции, сохранение и поддержку разумных инициатив.
Организационная, педагогическая поддержка экспериментальной и исследовательской деятельности педагогов, создание условий для зарождения и постоянного использования ценного педагогического опыта, способствование формированию творческой среды конкретного методического объединения школы — это задачи администрации школы (или других педагогических инфраструктур), так же как и организация и стимулирование творческой деятельности педагогов. Профессиональный рост, расширение собственного кругозора, совершенствование собственных методик обучения — обязанность самого учителя.
Смена приоритетов в обучении, произошедшая в последние годы XX в., — от знаний к способам их получения, от эмпирического типа мышления к теоретическому — влечет за собой и новые подходы к организации методической работы учителя.
Традиционный урок предполагает односторонний процесс передачи информации от учителя к ученику, контроль за усвоением этой информации со стороны учителя. Авторитарность такой традиции, когда слово учителя — единственный критерий оценки учебной деятельности, была потеснена педагогикой «сотрудничества», выросшей на почве развивающего обучения. Именно педагоги, декларировавшие сотрудничество учителя и ученика на уроке, демонстрировавшие отношение к ученику не как к объекту учения, а как к субъекту, открыли путь идее коммуникативно-деятельностного подхода в обучении.
В рамках этого подхода разрабатывается и технология подготовки учителя к уроку, технология его индивидуальной методической деятельности. Другими словами, мы должны четко представлять себе, как организована деятельность учителя, из каких компонентов состоит, какие действия и в каком порядке он должен совершать, чтобы эти действия соответствовали поставленным целям и давали предполагаемый результат.
С начала 1980-х гг. появилась тенденция, а в последнее десятилетие уже укрепилась традиция рассматривать урок как акт деятельности обучения.
Это связано прежде всего с тем, что любую сферу человеческих отношений можно представить как производство. Педагогическая сфера не исключение, так как учитель имеет дело с определенным материалом — знаниями, умениями и навыками ребенка и путем воздействия на этот материал своими профессиональными средствами получает продукт — новые (измененные) знания, умения и навыки ученика.
Понятие акта деятельности может быть использовано учителем для точного представления всех компонентов своей профессиональной деятельности, их иерархии, связей и отношений. Это также дает возможность совершенствовать свое педагогическое производство; более того, акт деятельности становится эффективным методическим средством, если освоен не только учителем, но и учеником.