Методические принципы организации лексического материала. Часть 2.
Слова функционируют в речевой деятельности лишь благодаря своим связям с другими языковыми единицами. С точки зрения психофизиологии это означает, что каждый акт словоупотребления обусловливается следами, оставшимися в мозговой системе от прежних случаев установления связей между словом и другими словами. Эти связи должны быть предварительно сформированы (переформированы) в речевом опыте обучаемых.
Некоторые виды связей слов трудно отнести к чисто парадигматическому, синтагматическому или деривационному типу, например категорийные и тематические. Компонентом активизации, необходимым для овладения лексикой, являются тематические связи слов, которые так же, как и категорийные связи, основаны на сочетании парадигматики и синтагматики. При обучении иноязычным словам необходимо обеспечить свойственное им «категорийное поведение» (П. Б. Гурвич). В родном языке категорийное поведение слов вырабатывается стихийно, а в изучаемом языке — лишь в результате планомерной и систематической работы, которая должна быть направлена на включение любой языковой единицы в возможно большее количество осознаваемых учащимися категорий, т. е. в категорийные перечни самого различного характера. Достижения в области лингвистики, психологии, нейрофизиологии позволяют заключить, что работу над лексикой целесообразнее осуществлять с учетом многочисленных связей слов. Изучение лексики ассоциативным способом отвечает пути, свойственному нашей памяти. При этом формируются аналогичные, хотя и менее разнообразные и богатые, чем в родном языке, связи между лексическими единицами иностранного языка. Это естественный путь усвоения, присущий механизмам речи, который способствует раскрытию резервов памяти, увеличивает объем запоминаемой лексики и обеспечивает функционирование механизмов речи в соответствии с системой изучаемого языка. Только в этом случае может быть обеспечено прочное усвоение слов. Если же работу над лексикой свести лишь к формированию одного вида связей, эта работа превратится в заучивание и не даст необходимого эффекта.
Для того чтобы действовать в речи, слово должно обрастать связями с другими словами, и чем шире, разветвленнее, разнообразнее такая сеть связей, тем скорее актуализируются связи слова при рецепции текста. Формирование все более расширяющейся сети связей и есть формирование лексического навыка, предполагающего грамматически и семантически правильное понимание и употребление слова. В отличие от грамматического навыка очень трудно выделить четкие этапы формирования лексического. Но основная тенденция лексического навыкообразования — это максимальное варьирование ситуаций употребления слова, постепенное развитие умения его свободного комбинирования с другими лексическими единицами.
Формирование ассоциативных связей слов изучаемого языка должно осуществляться в учебном процессе во всех формах работы и включать:
- работу с изолированными лексическими единицами, коррелирующими друг с другом на основе парадигматических ассоциаций;
- рассмотрение парадигматически ассоциируемых лексических единиц в типичных синтагматических связях;
- работу с парадигматически ассоциируемыми лексическими единицами в депривационных связях.
Изучение лексики с опорой на формирование различных связей слов повышает осознанность и уменьшает механистичность в усвоении лексических единиц.
Для того чтобы лексические единицы были правильно понятый усвоены, недостаточно указать на их значение. Необходимо определенные формы работы, обеспечивающие их усвоение. С этой целью организуют и упорядочивают лексический материал оптимальным для усвоения образом. Организация лексики оказывает значительное влияние на эффективность усвоения материала, что доказано многочисленными экспериментальными исследованиями.