Методические материалы, статьи

Методические принципы организации лексического материала. Часть 4.

В зависимости от целей обучения и с учетом особенностей лексического материала, а также родного языка обучаемых формируют лексико-методические группы.

1. При создании лексико-методических групп необходимо учитывать следующее: наличие между новыми и ранее пройденными единицами группы широкой и разнообразной сети парадигматических и синтагматических связей. Это предполагает наиболее полный категорийно-однородный перечень, например существительные со значением лица, а также максимум наиболее типичных ситуаций и сочетаний.

2. Максимальная тематическая однородность, способствующая лучшему запоминанию слов. Это относится в большей степени к конкретной лексике. Введение в лексическую группу тематического характера абстрактной лексики бывает затруднено или практически невозможно. В таком случае ее необходимо ввести в максимально большое количество лексико-методических групп других видов.

3. Необходимость решать две задачи: введение новой лексики и повторение ранее пройденной, связанной с ней в смысловом плане. Это сделать трудно, поскольку с одной стороны, нужно стремиться к тому, чтобы составить группу новых слов с целью концентрации внимания некоторое время только на новых лексических единицах. С другой стороны, необходимо стремиться к формированию смешанных групп.

4. Организация лексического материала тем эффективней, чем более открытыми будут группы слов для подключения изучаемых позднее.

Объединение слов в лексико-методические группы способствует запоминанию их в систематизированном виде.

Лексические единицы группируют по следующим критериям:

  • для лучшего запоминания;
  • для предупреждения ошибок.

С целью лучшего запоминания выделяют следующие лексико-методические группы:

  • антонимические пары;
  • лексико-семантические варианты многозначных слов;
  • слова одного словообразовательного типа;
  • слова, объединенные на основании близости (отсутствия) понятия в родном языке обучающихся.

С целью предупреждения ошибок составляют следующие лексико-методические группы:

  • синонимические ряды;
  • разнокорневые слова, близкие по значению: сплетни, клевета, чепуха, нелепость, бредни, вздор;
  • однокоренные слова, имеющие общий семантический признак: проталкивать — толкач;
  • слова, объединенные по графико-фонетическому сходству: забитый-забытый, пробить-пробыть.

Поиски оптимальных и наиболее эффективных методов обучения лексике выдвигают необходимость опираться на основные положения личностно-деятельностного подхода, предполагающего качественные изменения личности обучаемого в учебном процессе. При таком подходе студент занимает активную творческую позицию, у него формируются навыки работы с лексическим материалом, обеспечивающие увеличение его словарного запаса и облегчающие выполнение различного рода лексических упражнений, процесс коммуникации в целом. В случае, когда студент в состоянии занять в учебном процессе сознательную и самостоятельную позицию в овладении лексическим материалом, достигаются адекватные условия для непроизвольного запоминания лексики.

Основные закономерности непроизвольного запоминания:

1. Непроизвольное запоминание тем эффективнее, чем интенсивнее осуществляется мыслительная деятельность обучаемого с запоминаемым материалом для достижения какой-то другой мнемонической цели.

2. Непроизвольно запоминается лучше то, что найдено, сгруппировано и отработано самим обучаемым, а не дано ему в готовом виде, поскольку нет более интенсивных мыслительных процессов, чем в творчестве.

3. Непроизвольное запоминание не противопоставляется произвольному. Психолингвистические исследования по данному вопросу показали, что, начиная с 9-10-летнего возраста, запоминание должно быть комбинированным.

Т. Матвеева



См. также:

Услуги клининговых компаний
Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005