Методы формирования культурного поля младшего школьника. Часть 3.
Подготовка виртуальной или реальной экскурсии. Проектная деятельность предполагает не восприятие экскурсии в качестве слушателя, а определение ее темы, подбор материалов, их структурирование и оформление, участие в проведении. Эта сложная деятельность будет доступна младшим школьникам, если общее руководство осуществляет учитель, а каждый ребенок выполняет небольшое конкретное задание, из суммы которых и складывается экскурсия. Тема экскурсии рождается на уроке. Так, при изучении мифов Древней Греции задумаемся, живы ли традиции античной культуры сегодня? Предложим детям во время воскресной прогулки найти в повседневной жизни города черты, дошедшие до нас с античных времен. Такие «следы» мифологии можно найти в любом городе: везде есть гимназия, стадион, библиотека; городские вывески пестрят именами античных богов и героев: спортивный клуб «Геркулес», магазин «Меркурий», салон красоты «Венера» и т.д. Есть города, архитектура которых впитала в себя античные традиции: здание Биржи, Михайловский дворец, триумфальные Нарвские ворота, Александрийская колонна в Петербурге, Большой театр в Москве, Графская пристань в Севастополе и т.д. Любое здание, построенное в стиле классицизма, содержит элементы, навеянные античным искусством. Нужно только уметь смотреть и видеть. Можно обратиться и к русскому языку: обилие фразеологических оборотов, связанных с античными сюжетами, многие из которых нашли отражение в произведениях изобразительного искусства, даст богатый материал для экскурсии. Своими наблюдениями дети делятся на уроке, отбираются самые интересные объекты, распределяются поручения: найти материал о каждом объекте, подготовить рассказ о нем. Естественно, что направление и содержание рассказов будет связано с мифологией: надо объяснить, почему охранное агентство назвали «Цербер», почему колесницей на фронтоне Александрийского театра в Петербурге управляет Аполлон, а колесницей на Нарвских воротах — Ника, в какое время и почему были построены здания, в архитектуре которых встречаются портики, колонны и т.д. Уровень заданий разный, что позволяет детям выбрать себе дело по силам и по интересам. Учитель, просматривая материалы, подготовленные детьми, выстраивает композицию будущей экскурсии, определяет очередность выступающих. При заочной экскурсии подбирается изобразительный ряд. Проведение экскурсии вызывает повышенный интерес детей, так как каждый ученик может выступить и в роли экскурсовода, и в роли слушателя.
Как видно из приведенных примеров, проектная деятельность требует огромной затраты времени и сил от всех ее участников, поэтому, используя данный метод, необходимо строго следовать правилу абсолютной добровольности участия или неучастия ребенка в проекте, обеспечивать возможность выбора задания по интересам. К проектной деятельности надо побуждать, а не принуждать. Для этого необходимо актуализировать разнообразные связи изучаемого литературного произведения с культурным пространством и формировать у ребенка потребность в освоении этих связей. Творческая задача, вытекающая из проблемы, обсуждаемой на уроке, должна быть принята хотя бы частью детей как личностно значимая для них; если этого не произошло, от проектной деятельности лучше отказаться. Если же в проекте начинает участвовать только небольшая группа детей, учителю важно так строить работу, чтобы заинтересовывать самим процессом работы остальных и постепенно подключать отдельных учеников к общему делу. Не следует забывать о завершающем этапе любой проектной деятельности: самооценке. В начальной школе дети не всегда готовы критически оценить свою деятельность, поэтому самооценка должна соотноситься с оценкой адресата проекта и учителя. Но в любом случае необходимо сохранить положительную мотивацию, заинтересовать детей в выполнении следующих проектов.