Методические материалы, статьи

Методы формирования культурного поля младшего школьника. Часть 3.

Подготовка виртуальной или реальной экскурсии. Проектная деятельность предполагает не восприятие экскурсии в качестве слушателя, а определение ее темы, подбор материалов, их структурирование и оформление, участие в проведении. Эта сложная деятельность будет доступна младшим школьникам, если общее руководство осуществляет учитель, а каждый ребенок выполняет небольшое конкретное задание, из суммы которых и складывается экскурсия. Тема экскурсии рождается на уроке. Так, при изучении мифов Древней Греции задумаемся, живы ли традиции античной культуры сегодня? Предложим детям во время воскресной прогулки найти в повседневной жизни города черты, дошедшие до нас с античных времен. Такие «следы» мифологии можно найти в любом городе: везде есть гимназия, стадион, библиотека; городские вывески пестрят именами античных богов и героев: спортивный клуб «Геркулес», магазин «Меркурий», салон красоты «Венера» и т.д. Есть города, архитектура которых впитала в себя античные традиции: здание Биржи, Михайловский дворец, триумфальные Нарвские ворота, Александрийская колонна в Петербурге, Большой театр в Москве, Графская пристань в Севастополе и т.д. Любое здание, построенное в стиле классицизма, содержит элементы, навеянные античным искусством. Нужно только уметь смотреть и видеть. Можно обратиться и к русскому языку: обилие фразеологических оборотов, связанных с античными сюжетами, многие из которых нашли отражение в произведениях изобразительного искусства, даст богатый материал для экскурсии. Своими наблюдениями дети делятся на уроке, отбираются самые интересные объекты, распределяются поручения: найти материал о каждом объекте, подготовить рассказ о нем. Естественно, что направление и содержание рассказов будет связано с мифологией: надо объяснить, почему охранное агентство назвали «Цербер», почему колесницей на фронтоне Александрийского театра в Петербурге управляет Аполлон, а колесницей на Нарвских воротах — Ника, в какое время и почему были построены здания, в архитектуре которых встречаются портики, колонны и т.д. Уровень заданий разный, что позволяет детям выбрать себе дело по силам и по интересам. Учитель, просматривая материалы, подготовленные детьми, выстраивает композицию будущей экскурсии, определяет очередность выступающих. При заочной экскурсии подбирается изобразительный ряд. Проведение экскурсии вызывает повышенный интерес детей, так как каждый ученик может выступить и в роли экскурсовода, и в роли слушателя.

Как видно из приведенных примеров, проектная деятельность требует огромной затраты времени и сил от всех ее участников, поэтому, используя данный метод, необходимо строго следовать правилу абсолютной добровольности участия или неучастия ребенка в проекте, обеспечивать возможность выбора задания по интересам. К проектной деятельности надо побуждать, а не принуждать. Для этого необходимо актуализировать разнообразные связи изучаемого литературного произведения с культурным пространством и формировать у ребенка потребность в освоении этих связей. Творческая задача, вытекающая из проблемы, обсуждаемой на уроке, должна быть принята хотя бы частью детей как личностно значимая для них; если этого не произошло, от проектной деятельности лучше отказаться. Если же в проекте начинает участвовать только небольшая группа детей, учителю важно так строить работу, чтобы заинтересовывать самим процессом работы остальных и постепенно подключать отдельных учеников к общему делу. Не следует забывать о завершающем этапе любой проектной деятельности: самооценке. В начальной школе дети не всегда готовы критически оценить свою деятельность, поэтому самооценка должна соотноситься с оценкой адресата проекта и учителя. Но в любом случае необходимо сохранить положительную мотивацию, заинтересовать детей в выполнении следующих проектов.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005