Методические материалы, статьи

Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 1.

В начальной школе выделяют несколько типов методов изучения и закрепления орфографического правила: имитативные (списывания обучающие и контрольные, письмо по памяти), аналитико-синтетические (наблюдение над фактами языка, орфографический разбор, решение орфографических задач, диктанты), творческие (составление алгоритмов правила, конструирование орфографических задач). Каждый из методов реализуется набором разнообразных приемов.

Имитативные методы:

1) списывание с орфографическим проговариванием: чтение текста или слов с установкой на обнаружение орфограммы, произнесение слога (в I классе) и целого слова (во II - III классах) орфографически, запись по памяти с орфографической и каллиграфической точностью воспроизведения букв, сверка с печатным текстом;

2) списывание с комментированием орфограмм: орфографическое чтение вслух (хором или индивидуально «по цепочке»), объяснение орфограммы, запись по памяти, сверка с учебником или доской;

3) самостоятельное списывание с пропуском или подчеркиванием орфограмм, затем коллективное обсуждение вставляемых букв или знаков препинания;

4) тренировка зрительной памяти (симультанного навыка), например: «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать по памяти или под диктовку;

5) контрольное списывание: самостоятельная работа, индивидуальная самопроверка.

При списывании мы используем роль переписчиков. Учитель рассказывает ученикам, что в древности, когда еще не умели печатать книги на специальных станках, которые теперь есть в каждой типографии, были грамотные люди, которые переписывали книги вручную. (Можно подобрать картинку с изображением переписчика.) Следует провести беседу о действиях переписчика:

— Как вы думаете, это трудно — быть переписчиком? А что он должен делать? Надо уметь читать, а еще? Понимать то, что читаешь. Правильно. А может переписчик ошибиться? Какую ошибку он может допустить? Это опасно — пропустить букву? Давайте посмотрим рукопись одного монаха, который при переписывании был невнимательным. Он должен был списать рассказ охотника про случай в лесу, и вот что у него получилось: «Серый вол гнался зайцем по пушке леса, пой мал его и сел». Сколько же ошибок сделал наш невнимательный переписчик? Сможете найти? Верно, вол, домашнее животное, не будет бегать по лесу за зайцем. Конечно, это волк. Правильно, не дописал монах одной буквы, а получилась несуразица. Верно, потерял и предлог за, и нет у леса пушки, а есть опушка. Вот еще, молодцы, нашли слово поймал, которое наш монах разбил на два слова. В чем причина такой ошибки? Конечно! Не думал наш переписчик о смысле всего предложения. Есть слово пой, слово мал, только здесь они совсем не подходят по смыслу. Так что же увидел охотник в лесу? Верно, волк гнался за зайцем по опушке леса, поймал его и сел поразмышлять, что ему с зайцем делать. Так? Ну конечно, нет. Еще одна ошибка? Потерял переписчик ъ знак в слове съел, вот и получилось смешно. Сколько же ошибок вы обнаружили? Посчитаем. Пять? Молодцы! Как вы думаете, что же должен делать переписчик, чтобы верно передать текст? Правильно: сначала прочитать все предложение до конца и понять его смысл, затем внимательно смотреть на каждое слово и думать, как оно связано по смыслу с другими словами предложения. Можно посчитать количество букв в своем слове и в образце, если не совпадет, искать, где пропустил или что написал лишнего.

В III —IV классах списывание следует усложнять.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
тэн аристон Кнопка сетевая. Конденсаторы. Крестовина барабана.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005