Методические материалы, статьи

Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 2.

  • Аналитико-синтетические методы:

1. Наблюдение над фактами языка осуществляется с помощью следующих приемов:

  • сравнение слов с целью обнаружения слабых позиций звуков. Например, в группе слов находим пары однокорен-ных, одно из которых с безударным гласным в корне, а другое является его проверочным: лесник, бросок, светлячок, прибивать, находить, вылетать, дворовый, ленивый — прибить, лес, светлый, находка, лётное (поле) бросить, дворник, лень.

Например, в группе слов находим пары однокоренных, одно из которых с парным глухим или звонким согласным в корне, а другое является его проверочным: дорожка, легкий, столб, сугроб, юбка, узкий, холод, дорожный, юбочка, сугробы, столбы, легонький, узенький, холодный',

  • сравнение слов по лексическому значению и по внешнему виду в устной и письменной форме: различение фонем и букв, которыми они обозначаются с целью понимания их смыслоразличительной функции. Например, прочитайте пары слов, объясните, чем они различаются в устной и письменной форме: ряса — раса; люк — лук; пяльца — пальцы; травка — травяной;
  • сопоставление группы слов с одинаковым написанием с целью выявления опознавательных признаков орфограммы. Например, выпишите в столбик словосочетания парами и объясните заглавную букву или ее отсутствие: кошка Крошка, пес Мальчик, город Орёл, река Десна, крошка хлеба, звонкий голосок, болит десна, парит орел, тальник Вова, канарейка Голосок;
  • сопоставление устных слов с их написанием с целью выявления опознавательных признаков орфограммы.

2. Орфографический разбор выполняется по схеме:

  • выписывается слово из предложения, ставится ударение;
  • определяются морфемный состав и орфограммы в каждой части слова;
  • определяются часть речи и его признаки;
  • после определения вида орфограммы, т.е. правила, которое надо применить в каждом случае, устанавливаются признаки, определяющие написание.

Например: выписываем слово из предложения, ставим ударение:

Мальчики боялись, а вдруг он проговорится! (Н. Носов)

Определяем морфемный состав и ошибкоопасные места (орфограммы) в каждой части слова.

а) в приставке пишется о или а?;

б) в корне два безударных звука, что писать о или я?

в) на границе окончания и возвратной частицы -ся есть ь?

Определяем часть речи и его признаки:

проговорится — глагол, буд. время, ед.ч., 3-е л.

Определив вид орфограммы, т. е. правило, которое надо применить в каждом случае, устанавливаем признаки, определяющие написание:

а) в приставке пишется о, так как ее значение «случайно сказать» в отличие от приставки пра- со значением «древнее происхождение» (прадед, праязык);

б) в корне пишутся две о, так как можно подобрать проверочные слова: говор и уговор;

в) на границе окончания и возвратной частицы -ся ь не пишется, так как это определенная форма глагола.

3. Решение орфографических задач:

  • использование грамматических понятий для осознания языковой природы правила. Например, задача: выписать слова 3-го склонения, объяснить их правописание: рожь, ключ, плащ, помощь, скотч, брешь, грош, роскошь, ночь, речь, пустошь. Решение: после шипящих на конце (опознавательный признак орфограммы) существительных (признак, помогающий выбрать нужное правило) 3-го склонения (признак, определяющий написание) пишется ь: рожь, помощь, брешь, роскошь, ночь, речь, пустошь;
  • упражнения с заполнением пропущенных букв в словах.

Например, задача переписать, вставляя пропущенные буквы:

Трудно было пре..ставить, чтобы со мной произошло, если бы пар., ход припозднился. (А. Грин);

  • перевод транскрипции в графическое изображение с последующим объяснением выбора правописания. Например, задача записать слово, как оно слышится, а затем перевести его в буквенную форму.
  • задачи на выделение слов в тестах по определенному заданию, например:

а) определить в каждом ряду слова со вторым ударным слогом, найти и объяснить его правописание:

кормушка, ягода, горькие;

борются, аккорд, молодец;

красивее, борозда, золото;

б) сделать слогоделение всех этих слов для переноса на письме;

в) обведите слова, в которых пишется ъ:

об..устроить, об..езжать, об..радовать; с..вязать, с..организовать, с..язвить;

раз..давать, из..ян, под..обраться;

  • задачи на восстановление вариантов написаний в морфемах (приставках, корнях, суффиксах, окончаниях). Например, распределите в столбики слова по орфограммам opo/pa, оло/ла, ъ/ь, и/е.

    Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Электронные модули стиральных машин электронный модуль стиральной машины,электронный.. Сегодня стиральная машина – привычный атрибут налаженного домашнего быта, верный друг и помощница. Стирка не требует от нас больше усилий и времени, а до того момента, пока не изобрели стиральные машины, это был очень трудоемкий процесс.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005