Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 4.
При аналитико-синтетической работе мы используем образ «следопыта», который учится бродить по лесу, полному опасностей, и обходить ловушки, которые ему расставили «коварные обитатели». Сначала рассмотрим само слово след-о-пыт и увидим там два корня, значение которых обсудим. Поможет нам подбор однокоренных слов: следить, следователь, исследователь, исследование и любопытный, опыт, испытать. Обсуждая значения и смыслы данных слов, в результате беседы дети смогут представить суть этой роли: пытливый человек внимательно присматривается к тому, что его окружает, умеет увидеть признаки, приметы каких-либо явлений. Если наш следопыт бродит по лесу, где «обитают» слова, то он учится замечать «ловушки, которые они ему расставляют». Вот звуки любят играть в прятки, и, чтобы угадать, где какой звук, надо поставить их в сильную позицию, так, чтобы они звучали ясно. Для гласных звуков это ударный слог, а для согласных — место перед гласным или буквами л, м, н, р. Поэтому в I классе, после хорошо усвоенного звукового анализа, мы переходим к звуко-буквенному анализу, чтобы увидеть при чтении, как буквы при переводе их в звучащую речь звучат не всегда ясно. «Следопыты» (ученики) тренируются наблюдать превращения гласных, далеких от ударного слова, и согласных, стоящих рядом или на конце слова. Оказывается, делаем мы выводы, гласными «командует» ударение, а согласными — гласные или «стойкие солдатики» л, м, н, р, которые не сдают своих позиций ни при каких обстоятельствах.
- Творческие методы:
1) самостоятельное составление алгоритма конкретного правила;
2) конструирование орфографических задач;
3) составление текстов диктанта на пройденное правило;
4) сочинение с использованием слов с пройденными орфограммами.
Закрепляются навыки грамотного письма по следующим направлениям:
- развитие орфографической зоркости;
- последовательное составление алгоритма применения правила на письме;
- развитие памяти;
- регулярная работа по решению грамматико-орфографических задач;
- система правильно подобранных упражнений;
- пропедевтика, предупреждение ошибок и работа над выявленными ошибками.
Развитие орфографической зоркости проводится на каждом уроке специальными упражнениями-играми типа «Найди ловушку» (слабую позицию фонемы). Отрабатываются умения слышать ударный/безударный слог (последний является «ловушкой» или, по Г. Г. Граник, ошибкоопасным местом) и обращать внимание на стечение согласных и их место в слове: если абсолютный конец слова или два и больше согласных звуков рядом, то это тоже «ловушки» (слабые позиции для согласных).
Работа над правилом организуется по описанному выше порядку: мотивация с помощью загадок или чтения занимательного отрывка из произведения, т.е. создание проблемной ситуации, в результате которой ставится цель выяснить, как можно решить возникшую проблему. Затем проводятся необходимые наблюдения над языковыми фактами, обнаруживаются «ловушки», в которых следует разобраться, выясняются их «обстоятельства»: их место в слове (морфема), слабая позиция гласной или согласной фонемы, т.е. опознавательные признаки орфограммы. Выведение правила происходит при большей или меньшей самостоятельности детей, в зависимости от продвижения учеников в освоении орфографического умения: при комментарии учителя или только с помощью его наводящих вопросов уточняется необходимый способ действий. Закрепление осуществляется в практической работе с другими подобными орфограммами.
См. также: