Методические материалы, статьи

Методы и формы обучения психологии: исторический аспект. Часть 2.

Учителя психологии, делясь своим опытом ведения уроков в гимназии, отмечали, что, получая назначение на преподавание предмета, они в большинстве случаев не были знакомы с методикой этого предмета, не имели теоретической преподавательской подготовки. Один из таких практиков, Н. Смирнов, преподаватель философских дисциплин в духовной семинарии, с «сознанием своей недавней беспомощности» писал, анализируя наиболее распространенный прием преподавания психологии (в течение половины урока преподаватель объясняет следующий отдел к будущему уроку, другую половину урока он спрашивает): «При таком характере занятий дело не быстро двигается вперед: материал урока никогда не оказывается проработанным за недостатком времени; не только второстепенные мысли, но иногда и существенно важные оставались совершенно не обследованными и для изучения почти пропадали бесследно. В лучшем случае, чтобы урок был "выспрошен", приходилось довольствоваться выслушиванием простого ответа по учебнику... Понимания — того единственного, что важно в обучении — не оказывалось. Объяснения вперед не достигают и той цели, какая ими преследовалась, и вовсе не стоят той траты энергии, которую приходилось на них расходовать».

Тогда автор руководствуется таким методическим приемом: он объясняет новый материал лишь изредка, наиболее трудные отделы, понимание которых при самостоятельном чтении учебника будет слишком затруднительным, урок же отдает проработке очередного материала. Учеников он просит не вызубривать урок, а пытаться самостоятельно понять текст учебника. (Н. Смирнов обращает внимание на то, что такой метод широко распространен в американских школах, но может быть рекомендован как общее правило, если текст учебника понятен для учеников. Отметим также учебник, по которому занимались семинаристы начала XX в.: Гобчанский А. Опытная психология: В 2 т. 1898). Путем вопросов автор выяснял наиболее слабые стороны в понимании материала, а потом большую часть времени посвящал объяснению этой части. «Здесь я ставил себе две цели: во-первых, полное прояснение мысли учебника, во-вторых, углубление и расширение тех знаний, которые почерпали ученики из книжки».

Свою задачу он видел в том, чтобы создать у таких учеников определенное настроение, интерес, благоприятствующие изучению психологии. «И мне казалось, что я ничем другим не мог этого достигнуть, кроме того приема: возбуждением интереса к науке путем расширения, углубления, разностороннего освещения того, что ученики воспринимали из учебника... Когда ученики не запоминали того, что им сообщалось, ... я не считал время потерянным: то умственное возбуждение, которое испытывается учениками в такого рода моменты, то живое напряжение внимания, с каким ученики выслушивают подобные отступления, в педагогическом смысле уже сами по себе не безразличный материал».

Н. Смирнов организует опрос мнений, чтобы глубже узнать степень понимания классом данного вопроса и еще больше заинтересовать учеников. Если семинаристы высказывали свое мнение догматически, учитель просил обоснования, при высказывании противоположных мнений он устраивал небольшие дискуссии, стараясь не вмешиваться в них со своей точкой зрения. «Превращение предмета в науку именно путем введения в классные рассуждения мнений, с признанием права за этими мнениями, необычайно поднимает интерес к изучаемому и скучную работу домашней подготовки урока превращает в интересное занятие — изучение науки, — нечто несравненно более ценное».

Н. Стоюхина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Стиральные машины с фронтальной загрузкой Electrolux Стиральные машины с фронтальной загрузкой Electrolux EWP 1464 TDWподбор товара, стиральные машины с фронтальной загрузкой. TechPlaneta.Ru.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005