Методические материалы, статьи

Методы и приемы вузовского курса русского языка. Часть 1.

Интерпретация понятия «учебный метод» в дидактической и методической традиции. Что такое метод преподавания (обучения, изучения) в понимании дидактов и специалистов по предметной методике? Достаточно познакомиться с материалами хрестоматии по проблемам методов обучения языку, чтобы понять, что общепринятого ответа на этот вопрос не существует. Все материалы этой хрестоматии распределены по трем разделам.

1. Общие дидактические методы.

2. Общие методы обучения русскому языку.

3. Частные методы обучения русскому языку.

И анализ статей во всех трех разделах говорит о значительном разбросе мнений по этому вопросу.

Если, к примеру, просмотреть заголовки статей по так называемым «частным методам», то сразу же возникнет мысль о невозможности найти объективный общепринятый критерий для определения понятия «учебный метод». К частным методам авторы статей относят различные виды чтения, работу над ошибками, синтаксический разбор, упражнения для формирования речевых умений и навыков, изложение с языковым анализом текста, методы сочинения и т. д.

С историей различных толкований термина «метод обучения» можно ознакомиться, прочитав одноименную статью в Российской педагогической энциклопедии, а также в новейших вузовских учебниках по педагогике.

Причины разнобоя в толковании глобального термина нужно искать прежде всего в многомерности самого явления «учебный метод» и невозможности найти ближайшее родовое понятие, которое, в свою очередь, нельзя интерпретировать по-разному

Обычно метод обучения трактуется как определенный способ взаимосвязанных учебных действий учителя (преподавателя) и учащихся. И даже более развернутое определение М. Р. Львова сути дела не меняет: «Методы обучения являются важнейшим способом передачи учителем и усвоения учащимися знаний, умений и навыков, развития познавательных сил, способностей учащихся, формирования их мировоззрения».

Следовательно, методы — это способы или способ. Но что такое способ?

Ю. Г. Фокин считает, что слово «способ» употребляется в более узком значении, чем слово «метод». По мнению этого специалиста по психодидактике высшей школы, способ обучения — «избранная на основе использования имеющихся средств упорядоченная совокупность действий, реализующих метод или методы обучения, необходимые для решения на занятии дидактической задачи».

Но даже если признать, что слово «способ» обозначает более широкое понятие, чем «метод», это не внесет ясности в понимание термина. Ведь, как известно, в дидактике принято считать приемы более частными способами по сравнению с методами. Однако слова «более» и «менее» определяют лишь количественные, но не качественные различия между значениями слов. В результате одни дидакты и методисты считают слово учителя или беседу методами, а другие — приемами.

Разноголосица в трактовке термина и понятия «метод обучения» усугубляется подходом к этой проблеме в теории и практике преподавания иностранных языков, в том числе и обучения русскому языку как неродному. Традиционно в методике русского языка как иностранного и как учебной дисциплины в иноязычных (национальных) школах СССР, а после 1991 года в Российской Федерации общепринятым было понимание учебного метода как способа обучения и как определенного направления (или системы) в преподавании неродного языка. Первое понятие было заимствовано из дидактики (Т. И. Капитонова и А. Н Щукин так и называют такие методы общедидактическими), а второе — из методики преподавания иностранных языков.

В результате не только увеличились разночтения в определении понятия, но и появились дополнительные препятствия в истолковании признаков термина.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Строительные материалы: Причин тому несколько. Во-первых, текстильные обои преимущественно выполнены из натуральных материалов, таких как лен, вискоза, хлопок или, например, шелк. Во-вторых, текстильные обои отличаются долговечностью благодаря использованию специального защитного состава при покрытии поверхности.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005