Методические материалы, статьи

Методы и приемы вузовского курса русского языка. Часть 2.

В широком значении каждый метод-система или метод-направление объединял определенные принципы, приемы, материальные средства, структурные особенности учебного курса неродного языка и его соотношения с родным языком учащихся. Особенно важным считался ответ на вопрос: «Нужно ли использовать родной язык учащихся при обучении их неродному языку?» Среди тех методов-систем, которые исключали или почти исключали использование родного языка, особенно популярны были прямой, натуральный, аудиовизуальный и аудиолингвальный.

Конечно, такие разночтения отрицательно сказываются на возможностях создать общепринятую эффективную систему дидактических и предметно-методических понятий и стимулируют появление субъективных подходов к определению и использованию методов обучения в учебном процессе. Дидакты и методисты, критически относящиеся к появлению теоретических концепций по разработке методов-систем, не раз замечали, что это сужает возможности всестороннего использования различных учебных средств в зависимости от тех или иных условий учебного процесса.

Уже в 80-е годы в разработке глобальных методов-систем стали разочаровываться даже их бывшие сторонники. Так, известный лингвометодист М. Н. Вятютнев, уделявший много внимания разработке и пропаганде глобальных методов-систем, в конце концов пришел к выводу о бесперспективности поисков оптимального всеобъемлющего метода обучения.

Как известно, научный термин должен быть однозначным. Поэтому по идее здесь не должно быть ни многозначности слова-термина, ни омонимии терминов. Термины-омонимы могут быть в разных областях науки или разных науках, но не в одной и той же. Так что признать правомерность параллельного существования понятий «метод-система» и «метод-способ» — это значит нарушать закономерности терминологии.

И наконец, как это ни парадоксально, иногда может быть допустимым смешение таких различных понятий, как «система» или «направление» и «способ».

Так, американский педагог К. Керр попытался установить связь господствующего метода обучения с особенностями общественных отношений на разных этапах развития человечества. По его мнению, вплоть до эпохи Возрождения господствовал догматический метод, в эпоху Возрождения и позже — методы самостоятельного приобретения знаний, на рубеже XIX и XX веков — эвристический метод и т. д.

Нетрудно заметить, что эти методы можно считать и методами-системами, и методами-направлениями, и общими способами получения знаний.

Не меньше трудностей у дидактов и методистов вызывают проблемы классификации учебных методов.

Проблема классификации методов обучения в дидактике и лингвометодике. Разброс мнений при группировке учебных методов объясняется, с одной стороны, той же многомерностью понятия, а с другой — расплывчатостью оснований деления, возможностью их разного толкования. В результате любая из известных классификаций не защищена от обоснованной критики.

Так, Е. Я Голантом в 50-е годы было предложено классифицировать методы по источнику получения знаний. Такое деление учебных методов на словесные, наглядные и практические нашло сторонников среди дидактов и методистов. Его поддерживали многие специалисты по дидактике и методике русского языка (Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко, А. В. Текучев и др.).

В то же время уже в 60-70-е годы эта концепция почти во всех трудах по педагогике подвергалась критике. Прежде всего потому, что во многих случаях невозможно разделить словесные и наглядные средства (например таблицы с текстами), словесные и практические (упражнения по тексту), наглядные и практические.

Чтобы избежать такого «перекрещивания», в дидактике был предложен ряд классификаций учебных методов, основанных на многоаспектном и комплексном подходе к этой проблеме. В соответствии с таким подходом методы обучения «должны учитывать как цель, воплощенную в содержании образования, его элементе или части элемента, так и закономерности усвоения знаний».

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005