Методические материалы, статьи

Методы исследований методики обучения географии. Часть 2.

Требования, предъявляемые к исследователю при проведении наблюдений:

1. Наблюдение должно быть строго объективным. Объективность наблюдения обеспечивается, прежде всего, плановостью и систематичностью его проведения. Задача состоит в том, чтобы были собраны достоверные данные по изучаемым процессам.

2. Фиксирование фактов должно выполняться путем протоколирования хода урока, экскурсии или занятий на местности, а также путем бесед с учителем, стенографированием хода изучаемого процесса. Сложность исследований по методике состоит в том, что в отличие от обычных географических исследований, где фиксируются факты лишь одним исследователем или группой, здесь необходимо установить степень усвоения изучаемого материала учащимися, выработки у них правильного понимания и развития умений и навыков. Например, совсем несложно определить эклиметром высоту холма и его уклоны, а дополнительные наблюдения позволят выявить некоторые особенности его строения и даже, возможно, генезис.

Однако, когда вы выступаете в роли учителя, то необходимо знать эффективность усвоения проделанной работы тем или иным способом. А это гораздо сложнее, чем самому изучить особенности холма. Надо проверить степень усвоения полученных знаний, умений и навыков, которая может быть осуществлена по ходу занятия и после путем проверки задания и повторения на уроке. Только после этого будет ясно, как усвоен материал и какова объективность выполненных наблюдений.

Объективность наблюдения во многом может быть обеспечена внимательным разбором проведенного урока после его окончания, но совместно с учителем.

Весьма важно установить, какие понятия были новыми и какие приемы были использованы для этого. Необходимо отметить, какие представления и понятия из ранее усвоенных были использованы в качестве опоры.

Изучение школьной документации. К школьной документации относятся классные журналы, планы, отчеты учителей, дневники и тетради учащихся по географии, заполненные контурные карты, календари погоды, топографические планы, выполненные учащимися. Весьма важно изучить письменные контрольные работы и наглядные пособия, выполненные учащимися. Успех данного метода исследования, как и наблюдения, определяется в первую очередь целенаправленностью, системой работы и объективностью изучения.

Изучение планов учителей позволяет исследовать постановку самостоятельных работ и их содержание. Особенно важно изучение планов уроков, отводимых на практические работы, например, по съемке плана пути или местности, а также чтению карт и составлению на их основе самостоятельных описаний. Приведенный пример документов не в полной мере отвечает на вопрос, как прочны знания и умения учащихся. Для этого необходимо изучить результаты непосредственной деятельности учащихся в тетрадях по географии, а также выполнения картосхем, заполнение контурных карт и работы над самодельными пособиями. Анализ работ в тетради дает представление о системе выполнения самостоятельных работ учащимися. О правильности формирования пространственных географических представлений и понятий можно судить при анализе контурных карт и картосхем. Особенно важны при этом контурные карты, выполненные без использования учебных карт, показывающие прочность знаний географической номенклатуры. Однако этот вид работы не отражает усвоение учащимися основных географических закономерностей. Изучение индивидуальных календарей погоды позволяет выявить содержание и организацию наблюдений, степень овладения учащимися приемами самостоятельных наблюдений. Самодельные наглядные пособия могут быть самые различные по характеру (модель холма, вулкана, речной долины и т.д.) и будут свидетельствовать о степени овладения практическими навыками. Необходимо изучение читательских формуляров учащихся в библиотеках, что позволяет установить, какой программный материал в классе находит отражение в спросе на географическую тему. Следовательно, изучение школьных документов дает богатый фактический материал и в сочетании с методом наблюдения на уроках позволяет характеризовать обе стороны процесса обучения.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Автобокс Broomer Venture (L) АБС покрашенный 430л В комплекте имеются защитные колпачки. Автобокс Broomer Venture L (430 л. ) АБС, текстурный пластик Цвет: Серый 23 400 руб. Цвет: Дополнительная информация: Система хранения бокса: Технические характеристики: Руководство по эксплуатации автобокса Broomer Venture Сертификат соответствия Внешние размеры: 1870 х 890 х 400 Внутренние размеры: по днищу 1700 х 800 Объем автобокса составляет 430 литров ТМ «Broomer» - новый бренд от российского производителя автоаксессуаров с многолетней...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005