Методика проведения изложения.
Урок изложения требует тщательной подготовки учителя. Для изложения принципиально важно его название, так как в нем заложена основная мысль автора, но этого недостаточно. Другой важный вопрос — зачем написан этот текст? На уроке с учениками обсуждается не только основная мысль текста, но и коммуникативное намерение автора. Только приближаясь к авторскому замыслу, мы можем понять и объяснить употребление в тексте тех или иных слов и грамматических форм. Задача учителя — обсудить это; в таком случае ребенок запоминает авторские лексемы и грамматические формы, которые потом использует в своем письменном пересказе.
Рассмотрим содержание и структуру урока изложения.
1. Предварительная беседа (мотивация и целеполагание).
Ставится цель из позиции «адресата»: учитель читает текст будущего изложения, с учениками обсуждается тема (заголовок выписывается на доску: если он не совпадает с темой напрямую, выписываются варианты темы, определяемые в ходе обсуждения текста). Актуализируются знания учащихся по теме текста, обсуждаются незнакомые слова, уточняются понятия и термины, выясняется замысел автора
2. Составление плана текста, работа с черновиком.
Ставится цель из позиции «адресата»: понять что и как написал автор текста. Анализируются слова, термины, предложения, композиция: для небольших отрывков рассматривается структура ССЦ, для объемных — завязка, развитие события, кульминация и развязка. Определяется тема каждой структурной части, ее содержание, озаглавливается и записывается как план (на доске). Осмысливается коммуникативное намерение писателя: зачем это написано, какая идея заложена в данном отрывке.
3. Проверка содержания, редактирование.
Ставится цель из позиции «редактора»: повторное чтение авторского текста для сверки собственного текста ученика с оригиналом.
4. Орфографическая и пунктуационная правка.
Ставится цель из позиции «корректора»: повторное чтение авторского текста для проверки собственного текста учеником с целью поиска и исправления ошибок в словах и знаков препинания в предложениях. Переписывание начисто.
Уроки развития речи — сочинения и изложения — могут сопровождаться творческими заданиями. Изложениям придаются элементы сочинения, например:
- текст изложения читается не до конца — концовку предлагается придумать самостоятельно;
- текст изложения пересказывается от имени одного из персонажей, и после прочтения текста учителем предлагается пересказать событие «глазами» одного из участников (например, если отрывок из сказки «Каша из топора», то пересказать историю может старуха, к которой зашел солдат);
- текст изложения следует изменить с точки зрения грамматических форм той части речи, которая изучается в данный момент, например:
- текст, в котором автор описывал события в прошедшем времени, пересказать так, будто события разворачиваются у автора на глазах (изменение временных форм глаголов);
- наполнить текст недостающими определениями (прилагательными и(или) наречиями);
- текст изложения дополнить описанием:
- внешности (или характера, или мыслей, или чувств и т. п.) одного из персонажей текста;
- пейзажа, который окружает персонажей, или обстановки, в которой действуют те или иные герои текста;
- события, предшествующего тем, что разворачиваются в тексте изложения;
- текст дополнить рассуждением о причинах поступка или события, описанного в тексте.