Методика проведения фонетических упражнений и звуко-буквенного анализа (II — IV классы). Часть 1.
Для чего нужно подробное изучение фонетики и графики, развитие фонематического слуха, орфографической зоркости школьников уже на начальном этапе обучения? С одной стороны, дети осваивают орфоэпические нормы родного языка — культурный человек должен правильно произносить слова. С другой стороны, различать устное произношение и написание слова необходимо, чтобы освоить «перевод» речи устной в письменную. Научить тому, как соотносятся между собой звуки и их знаки (буквы), и есть основная задача начальной школы. В этот же период закладываются и основные правила орфографии (правильного написания слов).
Особенность русской графики заключается в том, что в нашем языке для обозначения 5 звуков (фонем) гласных используется 10 букв, а для записи 33 согласных — 21 буква и 2 знака: твердый и мягкий. В чем секрет «избытка» букв гласных звуков и «недостатка» согласных и предстоит узнать младшим школьникам.
Младшие школьники на уроках русского языка становятся юными лингвистами и «открывают» законы обозначения звуков буквами. Для этого им надо в совершенстве овладеть методом звуко-буквенного анализа слова: произнести слово, выделить в нем слоги, слоги разделить на звуки, а затем понаблюдать, как в русском языке на письме передается тот или иной звук. На уроках обучения грамоте школьники научились составлять звуковые схемы слов, выделять ударный слог, соблюдать логические ударения, паузы в структуре предложения, осознавать лексическое значение произнесенного слова и сознательно употреблять его в речи — эти умения помогают им и в дальнейшем обучении.
Во II, в III и IV классах знания по фонетике и графике обобщаются и систематизируются. Школьники учатся различать звуковую оболочку и лексическое значение омофонов (пруд — прут, грусть — груздь), омографов (спала и спала, кружки и кружки) и омоформ (степи — степи, горы — горы, реки — реки, попугай сущ. — попугай глаг.). Умение распознавать мягкость и твердость, звонкость и глухость согласных звуков позволяет ученикам не смешивать разные слова, например: лук — люк, угол — уголь, кора — гора, плоты — плоды. Звуковой анализ слов необходим для правильного употребления таких слов, как эскалатор, бидон, бетон, трамвай, трамплин и т. д.
Рассмотрим основные методы формирования фонетических и графических понятий в начальной школе: метод наблюдения над звучащей речью, фонетический (звуковой) анализ, фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ, сопоставление звучащей и письменной речи, совершенствование устной речи.
Метод наблюдения над звучащей речью предполагает использование следующих приемов:
- артикулирование звуков для определения способа их образования (при помощи зеркала, словесного описания и др.);
- воспроизведение звуков, их сочетаний для модулирования тембра, силы, громкости и других качеств;
- воспроизведение интонации чтеца (диктора) для определения семантики высказывания;
- чтение текста с различной интонацией для отработки семантических типов высказывания;
- чтение стихотворного текста с ассонансами и аллитерациями, восстанавливающих звуковую консигуацию произведения.
Метод языкового разбора — звукового (фонетического) и звуко-буквенного (фонетико-графического) анализа — помогает при решении орфографических и словообразовательных задач. Во II-IV классах порядок фонетического разбора выглядит следующим образом.
1. Произносим (или слушаем) слово: береза (бе-ре-за), определяем ударный слог, количество слогов.
2. Рисуем звуковую схему слова.
3. Слушаем каждый звук и выписываем его в транскрипционных скобках.
4. Артикулируем звук, определяем способ и место его образования и даем (записываем) его характеристику:
- [б'] — согласный, парный звонкий, мягкий;
- [иэ] — гласный, безударный;
- [р'] — согласный, непарный, мягкий;
- [о] — гласный, ударный;
- [з] — согласный, парный, твердый;
- [а] — гласный, безударный.
5. Подсчитываем количество звуков и слогов: шесть звуков, три слога-слияния.