Методика проведения фонетических упражнений и звуко-буквенного анализа (II — IV классы). Часть 3.
Прием сопоставления звуков мы используем и при формировании представления о твердости и мягкости согласных: мел — мель, угол — уголь, шест — шесть, мать — мять.
Когда мы знакомим школьников с делением слов на слоги, мы должны помнить, что фонетические слоги часто не совпадают с морфологическими частями слова и с правилами переноса на письме.
Рассмотрим правила переноса слов, с которыми знакомятся учащиеся в начальной школе.
1. Слово переносится по слогам.
2. Слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строчку, его нельзя оставлять на строчке: Оля, моя, ли-ния.
3. При переносе слов с буквами ъ и й эти буквы остаются на строчке: конь-ки, лей-ка.
4. Первая и последняя буквы корня не отрываются от него: подъ-езжал, по-двинулся, над-ломить, на-крошено, из-влечь.
В школьной практике слоговое деление подменяется делением слова для переноса по слогам, что диктуется правилами письменной речи, т. е. графики. Если речь идет о слогоделении, то это область фонетики. Если мы учим школьников делить слова на слоги, то сначала в слове находим слогообразующие — гласные, а затем определяем начало слога (согласный шумный, глухой или звонкий) и его конец (гласный или примыкающий к нему сонорный). Для наглядности расставим индексы звучности: 1 — согласный шумный глухой; 2 — согласный шумный звонкий; 3 — согласный сонорный; 4 — гласный. Определим звукоделение слов: большой — 243143, в слове два гласных звука, значит, два слога, помним, что слог начинается с менее звучного, находим конец первого слога и начало другого: 243-143 и получаем: боль-шой; детвора — 2412434 — 24-124-34: де-тво-ра\ винты — 24314 — 243-14: вин-ты; изумруд — 4243341 - 4-24-3341: и-зу-мруд.
Другой важной особенностью русской речи, связанной с произношением, является оглушение парных шумных согласных звуков в позициях на конце слова и перед глухими согласными.
Во втором классе школы ученики знакомятся с тем, что парный согласный звук в середине слова также может оглушаться.
Мягкость согласных звуков в русском языке обозначается буквами гласных е, ё, и, ю, я, мягким знаком ь и буквами мягких согласных. В силу особенностей младшего школьного возраста последний случай обозначения мягкости согласных не рассматривается на начальном этапе обучения (винтик [н'т'], гость [с'т'], песня [с'н'] и т.п.) — написание таких слов без мягкого знака, хоть и слышится мягкий согласный, ученики запоминают.
В начальной школе до обучения орфографии формируются представления об особенностях передачи звуков и их сочетаний на письме. Сформировать представление об использовании мягкого знака для обозначения мягкости можно путем постановки проблемы. Как это сделать?
Предложим ученикам определить, одно и то же слово перед ними или разные лексемы:
Растет высокая ель. Вася ел яблоко.
1. Определяем значение каждого из слов. Это «хвойное дерево» и «прием пищи».
2. Делаем вывод, что это разные слова.
3. Составляем звуковые схемы этих слов.
4. Делаем вывод, что количество звуков в этих словах одинаково.
5. Определяем, в чем различие этих слов во внешней их стороне.
6. Отличаются они конечными согласными — твердым и мягким.
Можно предложить школьникам провести небольшой эксперимент — убрать мягкий знак в первом слове. Что произойдет? — Звук [л] станет твердым — изменится слово и фраза развалится на отдельные слова.
Другой особенностью русской графики является обозначение звука [j]. Сложность для школьников составляет понимание того, что этот звук может передаваться буквой гласного звука. Научим школьников видеть те места в слове, где буквы е, ё, ю, я читаются как [jэ], [jo], [jy], [ja]. Предложим школьникам составить небольшой рассказ, например, с такими словами: яма, моя, ель, заяц, поехал, ёлка, подъём, юла, вьюн (слова записаны на доске). Выберем наиболее интересную историю, прочитаем ее перед классом, разделим детей натри группы, попросим школьников первой группы уловить звук [j] в начале слова; второй — в середине слова после буквы гласного; третьей — в середине слова после буквы согласного. На доске представитель каждой группы переписывает свои слова: яма, ель, ёлка, юла; моя, заяц, поехал; подъём, вьюн. Ученики составляют схемы слов и записывают их под словами. Звуко-буквенный анализ позволит школьникам сделать вывод об обозначении звука [й] в русском языке с помощью букв е - [йэ], ё -[йo], ю - [йу], я - [йа]. Обратим внимание школьников на слова третьей группы — йотированные буквы пишутся после разделительных твердого и мягкого знаков. Произнесем слова сарай, сойка. Какой буквой воспользуются школьники, чтобы записать эти слова?