Методические материалы, статьи

Методика словарной работы на уроках чтения. Часть 1.

Важную роль на уроке чтения играет словарная работа. Для того чтобы развивать речевые способности младших школьников, необходимо обогащать их словарь, учить их пользоваться всем спектром лексической и грамматической семантики.

Остановимся на особенностях лексического значения слова: в системе языка выделяют слова однозначные и многозначные. Понятие однозначного слова связано с тем, что в русском языке есть слова, обозначающие один совокупный предмет или явление, например: матрос — рядовой флота; фасоль — бобовое растение; сердиться — быть в состоянии недовольства, раздражения, гнева. Многозначное слово имеет несколько значений, каждое из которых является вторичным наименованием и образуется в основном путем переноса значения.

С понятием многозначности слова тесно связано понятие переносного значения. Именно усвоение приемов переноса значимостей позволяет развивать «чувство языка» у младших школьников и способствует развитию способности понимать образный язык художественного текста. Вторичное значение образуется у слова за счет переноса признаков, свойств, характеристик. Например, на основе сходства или на основе смежности: груша — плод, груша — боксерский снаряд; читать Пушкина (в значении читать книгу Пушкина). Первый случай называется метафорой, второй — метонимией.

В силу особенностей младшего школьного возраста при работе над понятием переносного значения слова детям более доступен метафорический перенос, где есть возможность сопоставлять предметы реальной действительности и находить внешнее сходство между ними. Метонимия же, где в основе лежат различные отношения смежности между предметами, требует для понимания умения абстрагировать и обобщать, т.е. таких мыслительных процедур, которыми ребенок младшего школьного возраста еще не наделен. Например: У нас построили многоэтажный дом. — Весь дом вышел на улицу встречать космонавтов. В первом случае слово дом употреблено в значении «постройка», а во втором случае — «жильцы дома».

С многозначными словами очень часто путают слова-омонимы. Явление омонимии основывается на звуковом совпадении различных языковых единиц, значения которых не совпадают друг с другом, т.е. это слова, которые называют разные предметы, причем внутреннее (семантическое) единство между этими словами утрачено.

Можно предложить детям составить фразы со словами топить (корабль) — топить (печь); клуб (путешествий) — клуб (дыма); мина (снаряд) — мина (выражение лица). Затем, если они сравнят внешнюю и внутреннюю сторону слов, то заметят, что эти слова звучат одинаково, но обозначают разные вещи. Назовем слова-омонимы словами-близнецами, они, как братья-близнецы, хоть и похожи внешне, но все-таки разные люди.

Следующее понятие, широко используемое как выразительное средство языка, это синонимия. Синонимами в лингвистической литературе называются слова, имеющие полностью или частично совпадающие значения. Это происходит в результате того, что в семантическое поле одного слова могут входить семантические поля других слов, при этом общие, категориальные лексические и грамматические семы этих слов совпадают, т. е. один и тот же предмет, признак, действие могут быть названы разными словами. Чаще всего слово, внутренняя сторона которого более полно описывает предмет, является основой (доминантой) ряда синонимичных слов. Так как младший школьник владеет речью, то исследование самой речи и выделение слов, описывающих какой-либо предмет, не составляет труда для ребенка. Исследуя вместе с учителем тексты, дети находят слова, используемые для уточнения характеристик, свойств предмета, а также слова, которые относятся к одному и тому же предмету и служат для замещения слов в тексте, чтобы избежать однообразного повторения.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Автоэвакуатор в Красноярске Без паники, ситуация неприятная, но может быть легко разрешена. Каждому автомобилисту в Красноярске рекомендуем записать номера телефонов 283-03-08 и 2-420-419. Наши специалисты смогут открыть двери автомобиля в Красноярске — не причиняя вреда, быстро и без царапин.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005